Представители немецкой классической эстетики

Немецкий мыслитель Иммануил Кант является родоначальником немецкой классической философии. Основным его трудом по эстетике стала «Критика способности суждения», в котором Кант рассуждал о важных эстетических проблемах: о природе эстетического суждения и его отличии от логического суждения (первое он истолковывал как суждение вкуса, целью второго он видел поиск истины); о сущности прекрасного (свобода от практического интереса); о природе возвышенного (обнаруживая сходство возвышенного с прекрасным и отличие от него) и других эстетических категорий; о классификации искусства (делит искусства на словесные, изобразительные и искусства «изящной игры ощущений»). Одним из первых уделил внимание гениальности и её природе, сформулировав качества, присущие гению (абсолютная оригинальность, способность быть образцом и создавать правила). Природу искусства Кант трактовал как соединение противоположных начал: эмоциональности и разума, логики интуиции. Он ввёл понятие «целесообразности без цели, утверждал бескорыстную природу художественного восприятия и мысль о том, что искусство позволяет человеку расширить границы своего сознания, пережить минуты своей продуктивной внутренней активности.

Ярким представителем не только эстетической мысли, но и искусства стал поэт и философ Фридрих Шиллер. Будучи просветителем, рассматривал театр как лучшее средство воспитания нравственности. Наиболее полно концепцию эстетического воспитания личности содержит его работа «Письма об эстетическом воспитании», в которой красота рассматривается как средства избавления людей от крайностей (отдалить их посредством общения с высоким искусством, с одной стороны, от грубости, а с другой стороны, от изнеженности и безвкусицы). Большое внимание Шиллер уделил феномену игры, которую он определил как деятельность, свободную от утилитарных целей, в которой человек наиболее полно и гармонично реализует себя.

Шиллер, как и его знаменитые современники Гёте, Лессинг и другие стояли у истоков романтизма – направления в духовной жизни европейской и российской культуры, провозгласившего в качестве главного принципа абсолютную свободу личности, отрицавшего нормативность искусства.

Противореча положениям эстетики Просвещения, Шеллинг утверждал, что красота произведения искусства не исчерпывается лишь только нравственной сущностью утверждаемых идеалов и что искусство имеет ценность само по себе, выступает в качестве высшего принципа человеческой деятельности. В искусстве претворён целостный человек, что позволяет говорить о гуманистической сущности художественного творчества.

Одним из известнейших представителей немецкой классической эстетики являлся Гегель, который довольно рано проявил интерес к эстетике, занявшей значительное место в его философии. Эстетика этого философа вобрала всю теоретическую проблематику, обсуждавшуюся его предшественниками. Гегель стал автором оригинальных эстетических концепций (учение о прекрасном и идеале, учение о трёх формах существования искусства – символической, классической и романтической). Одной из его заслуг являлось то, что практически любой эстетический феномен он рассматривал исторически, то есть в развитии. Эстетическое учение философ изложил в лекциях, прочитанных в двух немецких университетах в первой трети XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: