Как художественное направление Романтизм проявил себя в искусстве практически всех европейских стран, ярко проявил себя в разных видах искусства и национальных школах:
- музыка (Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Л. ван Бетховен, Ф. Мендельсон, И. Брамс, Р. Вагнер);
- литература (Э. Гофман, А. де Мюссе, В. Гюго, Д. Байрон, Д. Китс, П. Б. Шелли, В. Скотт, Г. Гейне, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Жуковский);
- живопись (Т. Жерико, Э. Делакруа, Д.-К. Фридрих, Констебл, О. Кипренский).
Хотя от иерархии видов и жанров искусства Романтизм отказался, первенство отдавалось музыке и поэзии, так как считалось, что только они способны передать тонкие душевные переливы. У каждого вида искусства был свой арсенал выразительных средств и характерные особенности. Для музыки Романтизма характерен отход от монументальных форм и тяготение к малым (вальс, прелюдия, песня, романс, элегия), широкое распространение музицирования. В литературе первой трети XIX в. почти безраздельно господствовала поэзия, с присущими ей философичностью, метафоричностью и притчевой символикой. Эпоха романтизма стала временем открытия сказки, которые писатели начинают собирать, изучать, пересказывать и сочинять. В живописи, в соответствии с романтической концепцией личности огромную роль стал играть портрет, причём не парадный, а камерный (интимный), раскрывающий модель не как персону, занимающее определённое положение в обществе, но как индивидуальность с миром внутренних неповторимых переживаний и ощущений, которой присуще чувство внутреннего достоинства.
|
|
Эстетические принципы романтизма способствовали широкому обогащению выразительных средств разных видов искусства, привнесли в него эстетику свободы, том числе свободы творческой.
Тема 2.8: Эстетика середины – второй половины XIX века
План.
1. Особенности развития искусства и эстетики XIX века.
2. Основные концепции неклассической эстетики.