double arrow

SMC- концепция

Supply Chain Management (SCM) - управление цепочками поставок – это концепция, заключающаяся в интегрировании ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей.

SCM – концепция простирается от поставщиков сырья через производство, сборку, контроль качества, складирование и далее через каналы дистрибуции, оптовых торговцев и розничных продавцов к месту конечного потребления продукции или услуг.

SCM - определяет философию управления, в которой поставка изделий или услуг конечному пользователю рассматривается как процесс. Этот процесс должен управляться в целом, независимо от функций отдельного предприятия и границ между предприятиями, чтобы в итоге увеличить ценность бизнеса всех его участников.

Интеграция процесса критически важна для SCM-концепции. Она фокусируется на поставках конечному пользователю продукции или услуг с самой высокой возможной потребительской ценностью при самой низкой возможной себестоимости и за самое короткое на рынке время. Достичь этой цели может только то предприятие, которое работает вместе с поставщиками и клиентами над оптимизацией полных торговых отношений, а не только своих частей этого процесса. SCM- концепция подчеркивает тот факт, что недостаточно сосредоточиться только на улучшении внутренних процессов и функций, потому что деловые действия предприятия также включают сеть отношений, далеко выходящих за стены компании. Поэтому назначение и цель SCM - концепции заключается в том, чтобы управлять и совершенствовать эту сложную сеть отношений через интеграцию связей, предоставление и совместное использование технологий, информации и ресурсов.

Информационные системы, реализующие SCM - концепцию, решают две группы вопросов: операционные и тактические.

1. Операционные вопросы связаны с текущей деятельностью предприятия, повседневные действия.

· Закупки, снабжение производства. Здесь SCM решает задачи взаимодействия с поставщиками - их поиск, оформление заказа, расчеты. У SCM должен существовать аналитический модуль, который позволяет определить, что и сколько закупать для непосредственного производства. Такие выводы делаются на основе данных по прогнозу спроса на готовую продукцию компании и информации по мощностям производства - насколько они сейчас загружены, сколько и за какое время мы производим готовой продукции. Основываясь на таких данных, SCM система может автоматически осуществлять закупки, сводя человеческие действия к минимуму.

· Управление складами. Специальная система позволяет накапливать и отражать данные о количестве и размещении товара на каждом складе. Система контролирует все складские процессы: ожидание приемки товаров, подготовка склада, при хранении помогает учитывать особенности, как самого склада, так и характеристики товара. Помогает информировать каждого рабочего склада о его задачах (для этого используется радиоаппаратура).

· Управление логистикой, оптимизация транспортных операций. Позволяет рассчитать стоимости перевозки различными средствами транспорта, агрегирование таможенных затрат, погрузочно-разгрузочных работ, отслеживание сроков перевозок и пр. Одна из задач системы - показать менеджеру, где находится товар сроки доставки и пр.

· Сбыт, работа с дистрибьюторами. Могут использоваться специальные виртуальные торговые площадки для работы с дистрибьюторами, через которые проходят их заказы и взаиморасчеты. Так же SCM система может обеспечивать индивидуальный контроль за каждым дистрибьютором и мониторинг его прибыльности и надежности.

2. Тактические вопросы, определяющие относительно глобальные позиции по производству и поставкам.

· Подсистема позволяет выработать транспортные маршруты и планировать территориальное расположение самого производственного цеха, складских помещений для материалов и сырья, а также для готовой продукции. Для этого в системе обычно используются специальный пакет для работы с электронными географическими картами. Соответственно решения будут применяться исходя из территориального нахождения рынка сбыта и рынка поставщиков, а также затрат на логистику.

· SCM- система может помочь определить оптимальный будущий выпуск продукции, и принимать соответствующие тактические решения о производственных мощностях и расширении производства. Опять же основываясь на данных по спросу на продукцию и предложении от поставщиков.

· Как логическое продолжение - система должна определять структуру запасов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек, учитывая поддержку бесперебойного производства и отгрузку готового товара.

SCM системы могут быть полезными при разработке маркетологами ценовой политики, в том смысле, что система может реально оценить себестоимость продукции. Поскольку полномасштабная SCM система “видит” весь процесс преобразования сырья/материалов в конечный продукт она может оценить ту добавочную стоимость, которая была создана в ходе производства, разделить косвенные и прямые затраты.

В конечном итоге целью внедрения систем класса SCM является повышение прибыльности компании, путем улучшения конкурентоспособности или, как принято говорить в рамках стратегического управления. Это достигается двумя путями.

· Во-первых, SCM система позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании. Если же CRM-система говорит компании о том, что и когда требуют клиенты, то SCM система позволяет определить что и когда должна компания произвести и закупить, чтобы удовлетворить этот спрос.

· Во-вторых SCM система позволяет значительно снизить затраты на логистику и закупки. В общей стоимости товара такие затраты (зависит от отрасли) обычно лежат в пределах 10%-15%. Современные системы электронных закупок и информационные системы управления складами и логистикой позволяют в ряде случаев снизить их до 1%-2%.

На расширение функциональности на сферу взаимодействия предприятия с его заказчиками нацелена концепция CSRP (Customer Synchronized Resourсe Planning).

Корпоративные ресурсы, охватываемые CSRP-системой, обслуживают такие этапы производственной деятельности, как проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика, поставку, гарантийное и сервисное обслуживание.

Таким, образом, в общем случае ERP II – система может быть представлена как на рисунке 2.

 
 


Рис.2 Общая структура ERP II - системы

Сегодня ERP-системы достигли в своем развитии насыщения с точки зрения функциональности. Ее в продуктах уже гораздо больше, чем используется клиентами на практике.
Поэтому, согласно концепции ERP II, дальнейшее развитие прикладных систем для управления бизнесом пойдет по следующим направлениям:

· Во-первых, основное внимание будет уделяться не расширению, а углублению имеющейся функциональности, т. е. поддержке как можно большего набора вариантов выполнения типовых бизнес-задач.

· Во-вторых, существенно упростится создание специализированных отраслевых решений, теснейшим образом интегрированных с базовой ERP-функциональностью.

· В- третьих, включение в ERP II - системы таких приложений, как CRM и SCM создает совокупность средств, удовлетворяющий нужды практически всех категорий потребителей

Отметим, что эволюция информационных систем (систем автоматизации) не могла не отразиться и на технологиях ведения бизнеса. В поисках конкурентных преимуществ и стремлении обеспечить более высокий уровень сервиса лидеры рынка тщательно анализируют потенциальные возможности всех новейших решений и технологий.

Сегодня бизнес-процессы, как правило, выходят за рамки отдельной компании. Цепочки поставок затрагивают значительное количество партнеров, которые вносят свой вклад в производство и дистрибуцию конечной продукции. Очевидно, что для повышения эффективности работы и снижения затрат вовлеченные в цепочку компании должны существенно интенсифицировать информационный обмен друг с другом. К примеру, доступ партнеров к сведениям о гарантийных ремонтах позволяет им целенаправленно повышать качество своих комплектующих. Таким образом, современному предприятию необходимо автоматизировать и интегрировать уже не только внутренние, но и межкорпоративные бизнес-процессы, т. е. те, что связывают его с конкретным партнером либо с целым рядом поставщиков, объединенных для решения некоторой задачи. Предназначенным для этого инструментам в последнее время уделяется все большее внимание, а одними из наиболее популярных и востребованных стали корпоративные информационные порталы.
Концепция ERP II предполагает развитие базовой ERP-функциональности не вширь, а вглубь, путем совершенствования существующих модулей. Общее представление рассмотренных классов информационных систем показано на рисунке 2.

Рис.2 Общее представление развития корпоративных информационных систем

Кроме выше описанных концепции в мире существует также ряд других широко известных концепций управления предприятием, реализуемых с помощью информационных систем.

Концепция компьютеризированного интегрированного производства (CIM, Computer Integrated Manufacturing) возникла в начале 80-х годов и связана с интеграцией гибкого производства и систем управления им. CIM с точки зрения систем управления и планирования предполагает интеграцию всех подсистем системы управления (управления снабжением, проектированием и подготовкой производства; планирования и изготовления; управления производственными участками и цехами; управления транспортно-складскими системами; управления обеспечением оборудованием, инструментом и оснасткой; систем обеспечения качества, сбыта, а также финансовых подсистем).

Концепция CALS (Computer-aided Acquisition and Logistics Support — компьютерная поддержка процесса поставок и логистики) возникли в 80-х годах в военном ведомстве США для повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации производства, поставок и эксплуатации военной техники. CALS предусматривает однократный ввод данных, их хранение в стандартных форматах, стандартизацию интерфейсов и электронный обмен информацией между всеми организациями и их подразделениями — участниками проекта. Методы доказали свою эффективность и переносятся в настоящее время на «гражданские» отрасли промышленности. Новая концепция сохранила аббревиатуру CALS с более широким смыслом (Continuous Acquisition and Life circle Support — поддержка непрерывного жизненного цикла продукции). Проводится стандартизация ряда аспектов CALS в международной организации стандартизации ISO. Методы CALS могут использоваться вместе с MRP II/ ERP и CIM. В отличие от них CALS позволяет управлять всем жизненным циклом продукции, включая маркетинг, управление комплексными проектами, обслуживанием при эксплуатации.

12.5. Примеры современных корпоративных информационных систем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: