Временная трудовая миграция из стран-нечленов ЕС

Закон ограничивает пребывание работников по трудовому соглашению или сезонных рабочих. Сотрудники фирм, расположенных в странах-нечленах ЕС, могут работать в Германии не более 3 лет. Программа «Грин кард» допускает вербовку ограниченного количества специалистов по информатике. Время действия подобных «Грин-кард» в Германии ограничено пятью годами. Приоритет в получении «Грин-кард», помимо специалистов в области информатики, имеют деятели науки и иностранные студенты, желающие обучаться и обучающиеся в германских высших учебных заведениях[56].

Значительное влияние, которое оказывает миграция населения и мигранты на жизнь современной Германии, обусловило то значительное внимание, которое уделяют правительственные и неправительственные организации, университеты Германии изучению проблем миграции. Среди них можно указать, например, Europaisches Forum fur Migratinsstudien (EFMS) при университете Бамберг (специализируется на изучении миграционных процессов в Европе); Institut fur Migrationsforschung und Interkulturelle Studien (IMIS) при университете Оснабрюк (занимается проблемами миграции и интеграции в прошлом и настоящем).

В сентябре 2000 г. в Германии начала свою деятельность иммиграционная комиссия, представляющая собой надпартийную комиссию экспертов, которая призвана вырабатывать практические предложения по принятию решений и рекомендаций для проведения политики в отношении иностранцев и иммигрантов в Германии. Иммиграционная комиссия занимается обсуждением широкого круга вопросов, связанных с миграцией: о потребности в квалифицированных иммигрантах, о демографической ситуации, о процедуре оформления въезда в страну, о некоторых положениях права, касающегося беженцев. В состав иммиграционной комиссии входит 21 человек, представляющий различные сферы: политики, науки, экономики и проч.

Важное место в работе иммиграционной комиссии занимает и решение комплекса проблем, связанных с изменением отношения к иммигрантам внутри страны, среди населения Германии. Решение этих проблем мыслится на основе взаимной интеграции. С одной стороны – это интеграция иностранцев в рамки германской культуры, с другой – это отказ от национальных предрассудков в отношении иммигрантов.

США

Соединенные Штаты Америки основали и заселили иммигранты. Сначала в эту страну мог приехать каждый желающий. Однако рост потоков мигрантов, уменьшение свободных территорий потребовали от правительства вмешательства в процессы иммиграции. С 1882 г. иммиграция в США стала регулироваться со стороны правительственных органов. Сегодня в США легально приезжают 900000 человек в год; нелегально — еще 300000. Кроме того, США осуществляют еще и прием беженцев на свою территорию. Так, например, только за 1999 г. США приняли 85000 беженцев.

Во многом именно история становления Соединенных Штатов и роста ее территории обусловили национальное своеобразие этого государства и ее политики в отношении иммигрантов. Как отмечает американский культуролог Хоми К. Бхабха, «в то время как большинство стран определяет свой суверенитет с точки зрения границ (borders), Соединенные Штаты считают себя, скорее, обществом покоренных окраин и приграничных зон (frontiers). Понятие государственной границы связано с историей Старого Света, где перекраивались географические карты и переименовывались целые регионы. А миф о frontiers— часть таинственного нимба вокруг Нового Света, который связан с представлениями о бесконечных пространствах, свободных рынках и динамичном предпринимательстве. Американская мечта об освоении новых земель и обретении новых свобод издавна омрачена уничтожением американского коренного населения при завоевании Запада и порабощением афро-американцев при заселении юга. И все же для иммигрантов из Азии, Европы и Латинской Америки, которые были вынуждены страдать как от несправедливого законодательства, так и от капризов рынка занятости, право на жительство в США в течение столетий служило подтверждением того, что они чего-то добились в жизни. «Грин кард» часто оказывается входным билетом в глобальную деревню, штаб-квартира которой, по мнению многих, находится именно в США»[57].

В Соединенных Штатах Америки раньше всех остальных стран мира был четко обозначен ориентир на культурный плюрализм и демографическое многообразие. В настоящее время именно мультикультурализм является одним из главных символов страны, ставшей единственной державой, по сути, определяющей судьбы всех других стран мира.

Прежние установки, которыми руководствовались и правительственные органы, политическая, экономическая и интеллектуальная элита США, и американское общество в целом, направленные на ассимиляцию культурных, религиозных и национальных меньшинств и выражающиеся в представлении Америки в образе «плавильного тигля», «салатницы», в настоящий момент подвергнуты ревизии. Меньшинства и культурные общности требуют, чтобы признали их «инаковость».

Мигранты, приезжавшие в Америку и руководствовавшиеся при этом политическими, экономическими, религиозными и проч. мотивами, весьма сильно повлияли на авторитет суверенного национального государства. Создание межгосударственных объединений, наднациональных корпораций и глобальных концернов, которые вышли далеко за границы страны, помимо прочего, повлияли и на ослабление экономической автономии и общественной территориальности государства. В последнее время это выразилось и в том, что ранее общее понятие «американца» пополнилось такими составными элементами, как «африканский американец», «азиатский американец», «чикано», «латино», «ниуйоркан», «черная нация», «странная нация» и т. д. Как отмечает Хоми К. Бхабха, "гибридизация различных культур стала существенной культурно-политической особенностью повседневной жизни: как говорят в США, американцы — «дефисная нация». Такое дефинитивное расширение, а также те многочисленные «прозвища», которые дают сами себе группы, дают возможность признать и выразить различные формы существования сегодняшних американцев"[58].

Некоторые испытывают настороженность в отношении данного процесса «гибридизации культур», другие, наоборот, скорее, присоединяются к мнению, сформулированному «чикано» художником-перформансистом Гильермо Гомес-Пена, который в групповой идентичности и гибридизации усматривает нарождающийся «новый интернационализм», изменяющий политические и культурные ценности американской жизни. «The new world (b)order — новый мировой порядок и новая мировая перспектива, — пишет Гомес-Пена, — заменяет «плавильный тигель» супом-менудо, в котором основные ингредиенты сплавляются воедино, но остается несколько неподатливых кусков, и они просто обречены на разбухание»[59].

В рамках современного американского общества меньшинства во многих отношениях относятся к группам, экономически наиболее обделенным и в этническом плане наиболее дискриминируемым среди граждан США. Сохранение своего культурного своеобразия, по сути, становится возможным только в том случае, если ты принадлежишь к высшему слою американского общества. Кроме того, умение постоянно «переходить границу» в физическом и материальном смысле предполагает наличие необходимого социального капитала — паспорта, визы, образования, признанного общественного статуса.

Некоторые проявления мультикультурализма, выражающиеся, например, в том, что 15 % радиостанций США - «этнические» (преимущественно афро-американские и испаноязычные), не подкрепляются соответствующими изменениями в экономической жизни национально-культурных меньшинств США. Так, у представителей черного населения Америки (13,6 % от общего населения) и лиц испаноязычного происхождения (11 %) ежегодный семейный доход в среднем составляет 50 % среднего годового дохода белых (26500 долларов США).

Однако, несмотря на достаточно резкий контраст в экономическом положении между белым населением Америки и представителями национальных меньшинств (в основном и составляющих основную массу иммигрантов), несмотря на то, что в стране, на весь мир провозгласившей права гражданина высшей ценностью, до сих пор не удалось осуществить великую идею эмансипации человека на собственной территории, США остаются самой привлекательной страной для иммигрантов всего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: