double arrow

Франция


На 2000 г. во Франции проживало 61 млн жителей, из них 4,3 млн - иммигранты. Несмотря на целый ряд жестких мер со стороны правительств стран Евросоюза по ограничению притока мигрантов в эти страны, развертывание борьбы с нелегальной иммиграцией, в последнее время во Франции отмечается рост потока мигрантов, прежде всего из стран Магриба (Алжира, Туниса, Марокко). На данный момент самая большая группа иностранцев во Франции – это алжирцы, за ними следуют португальцы и марокканцы.

Если рассматривать мотивы переселения мигрантов данных национальных групп, то на первый взгляд кажется странным, что наряду с выходцами бедных североафриканских стран во Францию переселяются и жители стран Европы. Что касается мигрантов из стран Магриба, то их тяга переселиться в благополучную Францию вполне понятна. Она обусловлена прежде всего экономическими причинами. Но та же самая причина определяет и переселение мигрантов из Португалии (а также Испании и Италии). Португалия является самой бедной страной среди всех стран – членов ЕС.

В современной Франции действует надпартийное соглашение о том, что в вопросах иммиграционной политики правительство (вне зависимости от того, представители каких партий войдут в его состав) должно сохранять верность «идеалам республики» и способствовать интеграции проживающих на французской территории иностранцев. К этому соглашению не присоединились только крайние правые (сторонники «Национального фронта»). Политика интеграции иммигрантов включает в себя два основных взаимосвязанных аспекта деятельности:

1) контроль за притоком иммигрантов, ограничение числа переселенцев и лиц, претендующих на предоставление статуса беженца, что сопровождается жесткими мерами по отношению к тем, кто проникает во Францию нелегально (здесь следует заметить, что не все разделяют жесткие меры правительственных иммиграционных органов. С 1996 г. во Франции существует движение «san papiers», в рамках которого организуются и проводятся мероприятия против репрессивных мероприятий правительства в отношении иммигрантов, в том числе и нелегальных.);

2) проведение мероприятий по улучшению жизненных условий иммигрантов, устранению социальной дискриминации, борьбе с неравным положением иностранцев на рынке труда и проявлениями расизма.

Во Франции неоднократно реформировалось право на гражданство, чтобы упростить натурализацию иностранцев. В настоящий момент каждый родившийся во Франции ребенок иммигрантов по достижении совершеннолетия автоматически становится французом. Во многом эти меры способствовали улучшению материального положения иммигрантов, однако не смогли устранить ксенофобию. Более того, «Национальный фронт» (FN) сумел завоевать себе прочное место во французской политике именно благодаря длительной пропаганде враждебного отношения к иностранцам. (Насколько силен страх французов перед «засильем» иностранцев, можно судить по тому факту, что на президентских выборах в апреле 2002 г. представитель «Народного фронта» вышел во второй тур борьбы за президентское кресло, опередив представителя социалистов, традиционно игравших ведущую роль на политической арене страны.)

Как отмечает французский исследователь Ж. Нуарель, «одна из причин неудач в политике интеграции, проводимой правительством Франции в последние годы, связана с тем, что большинство политиков демократической ориентации в течение двадцати лет трактует эту тему как «проблему», источник «трудностей» и даже как «угрозу». В общественном мнении Франции это немало способствовало формированию негативного образа иммигрантов. Несмотря на то, что треть нынешнего населения Франции иностранного происхождения, многообразие их происхождения по-прежнему игнорируется. До сих пор нет места для воспоминаний, в которых бы говорилось о вкладе иммигрантов в экономическое, социальное и культурное развитие страны. В школьных учебниках этому вопросу также не уделяется достаточное внимание.

Другой аспект республиканской традиции, способствовавший формированию негативного образа иммигранта, вытекает из существующей с 1789 г. неясности в понимании соотношения национализма и универсализма. Французская культура считается в принципе универсальной, поэтому все культурные практики, привносимые в страну иммигрантами, рассматриваются как «особенности», с которыми во имя интеграции следует бороться. Иностранные наблюдатели, критикующие якобинство и его ассимилирующую логику, часто неверно понимают эту проблему. Республика никогда не боролась с культурным многообразием. Но она долгое время старалась низвести другие формы жизни и культурные практики до уровня «частной сферы»,чтобы религия, этническое или географическое происхождение не стали угрозой для культурного единства нации. В прошедшие годы общественное мнение отвергало ислам потому, что масс-медиа, сообщая об исламском фундаментализме, внушили многим, будто ислам представляет «угрозу» национальной идентичности, т.к. исламисты не признают принципы светской жизни»[60].

События 11сентября 2001 г. в Соединенных Штатах Америки и соответствующие антиисламские выступления, прошедшие по средствам массовой информации вслед за этим событием по всем странам Европы, еще более обострили страх жителей Франции перед иммигрантами – выходцами из арабских стран.

В последнее время дебаты об иммиграции, казалось бы, потеряли былую остроту, однако обсуждение этой проблемы вновь активизируется в связи с дискуссиями о границах, внутренних противоречиях республики и обострением ситуации, связанной с борьбой с международным терроризмом. С одной стороны, Франция подписала Шенгенские соглашения ЕС, согласно которым граждане стран–членов ЕС могут жить, работать и учиться в любой из стран, входящей в Европейский союз. С другой стороны, подписание этих соглашений дало зеленый свет для переселения во Францию значительного количества мигрантов из других стран Евросоюза – Португалии, Испании, Италии, а также транзитных нелегальных мигрантов из стран Магриба, тем самым еще более обостряя проблему занятости, криминализации окраин городов – основных районов расселения мигрантов, проблему интеграции.

Именно поэтому в настоящее время во Франции миграционная политика начинает пересматриваться. Ставится вопрос о формах дискриминации, которые государство практиковало и поощряло применительно к регионам и колониям. Критический взгляд, поиск путей решения проблем, связанных с иммиграцией, вызван тем, что европейская интеграция и глобализация требуют, чтобы и Франция адаптировала свои институты и политические процедуры к новым историческим процессам.

Швеция

С середины ХIХ в. по начало 30-х гг. ХХ в. Швеция была страной эмигрантов.В период с 1865 по 1930 гг. 1,4 млн шведов эмигрировали главным образом в США. После Второй мировой войны Швеция сама стала страной, привлекательной для эмигрантов. В настоящий момент 40 % новорожденных детей в Швеции — это дети иммигрантов, приехавших в разное время из других северных стран, бывшей Югославии, Италии, Турции. Однако в настоящее время постоянное разрешение на пребывание и работу в стране ежегодно получают всего только 300 человек.

Многие иммигранты, приехавшие в Швецию, обрели шведское гражданство. Согласно законодательству королевства такая возможность существует для каждого, кто прожил в стране 5 лет и не совершил правонарушений. С 2001 г. в Швеции можно иметь двойное гражданство.

На 2000 г. в Шведском Королевстве проживало почти 1,7 млн «лиц с иностранным прошлым» (иммигранты и их дети). При этом общая численность населения этой страны Скандинавского полуострова на тот же 2000 г. составляла 8,8 млн жителей.

Вместе с тем, несмотря на толерантное отношение к иммигрантам в последнее время и для Швеции стали характерны проблемы, возникшие вследствие мощных потоков мигрантов, нахлынувших на эту страну. В шведском обществе все больше распространяется враждебное отношение к иностранцам и правый экстремизм. Поджигают приюты для беженцев, преследуют переселенцев, проповедуют расизм. Это можно считать ответом на рост безработицы среди иностранцев, криминализацию окраин, предместий городов, где и проживает основная масса мигрантов. Следствием этих процессов является страх, имеющийся у многих шведов перед засильем чужих.

Результаты проводимых среди населения Швеции опросов (летом 2000 г.) показали: более половины опрошенных считают, что в Швеции слишком много иммигрантов. Две трети указали на то, что боятся растущей преступности среди иностранцев. Даже десятая часть не хотела увеличения квоты на въезд иностранцев в страну.

Шведская миграционная политика с середины 60-х гг. опирается на сочетание строго регулируемой иммиграции и комплекса льгот, содействующих интеграции. Барьеры иммиграции сравнительно высоки, зато принятые иммигранты получают довольно щедрую помощь: им предоставляют языковые курсы, возможности повышения квалификации, квартиру, социальное и экономическое обеспечение.

До тех пор, пока число иммигрантов было сравнительно невелико и шведская экономика мощно развивалась, такая политика споров не вызывала. С середины 80-х на Швецию со всей силой обрушился поток беженцев из кризисных районов Азии и Центрального Востока — каждый год десятки тысяч. Только с Балкан в страну прибыло более 140000 беженцев гражданской войны. За 2000 г., например, 7000 беженцев из Косово получили временное разрешение на пребывание в Королевстве Швеция. В связи с мощными потоками беженцев из кризисных районов Европы (прежде всего с Балканского полуострова) и невозможностью принять всех желающих правительственные органы Швеции пошли на введение более строгой проверки претендентов на получение убежища. Так, например, в 2000 г. государственная комиссия по делам иностранных граждан — последняя инстанция в миграционных вопросах — отклонила три четверти заявлений от лиц, претендующих на получение статуса беженца. Были сокращены сроки прохождения документов в центральном «миграционном ведомстве», ускорена процедура выдворения. За 2000 г. Швеция предоставила убежище 11241 беженцу. По данным комиссии ООН по делам беженцев (UNHRC),это составило 2,6 % всех претендентов на убежище в 22 странах Европы.

В настоящее время постепенно в политических и экономических кругах шведского общества складывается понимание того, что в будущем Швеции понадобится больше иностранцев. Шведская правительственная комиссия установила, чтокаждый год в течение длительного периода следует принимать на 30000 больше иммигрантов, чтобы компенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить статус процветающего государства. Это означает открытие границ для 900000 иммигрантов до 2030 г.— более десятой части сегодняшнего населения Швеции[61].


Сейчас читают про: