Направления международной миграции рабочей силы

Социально-экономические последствия миграции рабочей силы

Миграция оказывает большое влияние как на экономику стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы. Причем, влияние это противоречиво.

Несмотря на существующую во всех развитых странах безработицу, государства принимают иностранных граждан, а предприниматели широко используют иностранную рабочую силу. Причина тому – выгоды, получаемые от импорта рабочей силы:

· импорт квалифицированной рабочей силы позволяет экономить средства на образование и профессиональную подготовку;

· высококвалифицированные иммигранты вносят большой вклад в развитие науки, техники, медицины и т.д.;

· занятие вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны;

· расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса иностранных рабочих на товары и услуги и стимулирование тем самым увеличения их производства и повышения занятости;

· дискриминация в оплате труда работников – иммигрантов с одной стороны позволяет иметь более низкие издержки производства, а с другой – оказывать давление на уровень национальной заработной платы в сторону понижения.

Иммиграция порождает не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты для принимающих стран. Иммиграция обостряет проблему занятости в этих странах, усиливает социальную напряженность и порождает межнациональные конфликты.

Неоднозначны последствия миграции рабочей силы и для стран-доноров, т.е. стран, из которых мигрирует рабочая сила:

· выезд части рабочей силы в некоторой степени уменьшает остроту проблемы безработицы, снижает социальную напряженность в стране;

· у страны появляется дополнительный источник валютных поступлений в форме денежных переводов от эмигрантов, налогов с прибыли фирм-посредников;

· повысив свою квалификацию и приобретя определенный опыт за рубежом, рабочие привозят свои знания и навыки на родину.

Вместе с тем, получившая широкий размах в последние десятилетия эмиграция высококвалифицированных специалистов (так называемая «утечка мозгов») крайне негативно сказывается на экономике стран-доноров, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая тем самым их экономическое развитие.

Практика свидетельствует, что направления международных миграционных потоков не являются постоянными и меняются с изменением экономических и социальных условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом.

Центром притяжения иммиграции издавна являются США и Канада. Высокий уровень жизни в этих странах притягивает иммигрантов со всего света. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила, прибывающая из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники, иммигрирующие из Западной Европы, России, а также Индии.

Особенностью иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока высококвалифицированных рабочих и специалистов редких специальностей, а также инвесторов.

В высокоразвитые страны Западной Европы(Англию, Германию, Францию, Бельгию, Люксембург, Швейцарию и др.) прибывают иностранные рабочие из стран Южной, Центральной и Восточной Европы, Турции, арабских стран и стран Африки. Приток иммигрантов в Западную Европу оценивает в 180 тыс. человек в год.

Иностранные рабочие, прибывшие в Западную Европу, привлекаются в те сферы, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной. Значительные масштабы миграции рабочей силы в развитых странах привели к тому, что использование иностранной рабочей силы в настоящее время стало важным условием функционирования экономик этих стран. Так, во Франции эмигранты составляют 25% занятых в строительстве, более 30% – в автомобилестроении; в Бельгии половина шахтеров являются иностранными рабочими.

Однако современной тенденцией последнего десятилетия являются сдвиги в традиционной структуре занятости иностранной рабочей силы. Произошло значительное снижение занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении и увеличение их доли в сфере услуг.

В середине 70-х гг. сложился новый центр притяжения международной трудовой миграции – нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман и др.). Общая численность иммигрантов оценивается в 5-6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин. Причем некоторые страны арабского мира являются одновременно и экспортерами и импортерами рабочей силы. Так, Йемен является крупным экспортером низкоквалифицированной рабочей силы и в то же время импортирует квалифицированную и высококвалифицированную рабочую силу.

Еще одним центром притяжения иностранных мигрантов является Латинская Америка. Весьма привлекательными для них становятся сезонные и уборочные работы в таких странах, как Аргентина, Бразилия, Венесуэла, куда направляются эмигранты из других стран Латинской Америки, Азии и Африки.

В Южной Африке во внутриконтинентальную миграцию вовлечены примерно 2 млн. человек. В основном более богатые страны, такие как ЮАР, принимают неквалифицированных работников из соседних стран.

4. Миграционная политика современного государства: цели, модели

Миграционная политика есть совокупность мер по государственному регулированию миграционных потоков населения.

Целью государственного регулирования трудовой миграции приемлемого является достижение приемлемого для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

В настоящее время сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов в той или иной стране, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

· профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);

· возрастной ценз;

· состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

· социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа).

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий.

Осуществляется также экономическое регулирование миграции. К числу экономических мер, воздействующих на масштаб иммиграции, относятся:

· уплата иммигрантами пошлины за трудоустройство;

· первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

· налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

В большинстве стран-реципиентов достаточно четко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. В то же время многие западные страны принимают меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом. Для этого разрабатываются и реализуются специальные программы, предусматривающие оказание материальной помощи и другой поддержки иммигрантам при добровольном выезде из страны.

Основными целями миграционной политики стран-экспортеров рабочей силы является регулирование ее оттока и защита интересов граждан-мигрантов за рубежом. Эмиграционная политика, регулирующая порядок выезда граждан из страны и обеспечивающая защиту прав эмигрантов за рубежом предполагает:

· поощрение эмигрантов в случае обострения проблемы занятости и сдерживание ее в случае нехватки рабочей силы;

· контроль за обеспечением для эмигрантов за рубежом соответствующего уровня жизни;

· принятие нормативных актов, способствующих поступлению валютных средств от эмигрантов;

· стимулирование приобретения или повышения профессиональной подготовки эмигрантов за рубежом.

На межгосударственном уровне регулированию международных потоков способствует множество международных соглашений и правовых актов. Существует также ряд международных организаций, занимающихся проблемами миграции рабочей силы: Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (МОМ). Так, МОМ занимается упорядочением международной миграции, ее организацией, информацией по различным вопросам миграционного процесса.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под международной миграцией рабочей силы?

2. Назовите виды международной миграции.

3. Определите и назовите социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы.

4. Охарактеризуйте основные центры притяжения иностранной рабочей силы.

5. Как государства регулируют миграцию рабочей силы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: