Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

В своей резолюции 319А (IV) от 3 декабря 1949 г. Генеральная Ассамблея постановила учредить Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 428 (V) от 14 декабря 1950 г. Управление было создано как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи 1 января 1951 г. (первоначально на трехлетний период). С тех пор мандат УВКБ периодически продлевался на последующие пятилетние периоды. В настоящее время УВКБ оказывает помощь более чем 22 млн беженцев в разных районах мира. Управление находится в Женеве (Швейцария) и насчитывает 5200 сотрудников, а также имеет представительства в более чем в 120 странах.

Верховный комиссар следует политическим указаниям Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета ООН, а также советам собирающегося ежегодно для утверждения бюджета Исполнительного комитета, состоящего из 53 членов. В осуществлении своих программ УВКБ полностью зависит от добровольных пожертвований, только некоторые основные административные расходы покрываются из регулярного бюджета ООН. Совокупный объем ежегодных расходов УВКБ по общим и специальным программам составляет около 1 млрд дол. США.

Согласно статье 1 Устава УВКБ главная задача Верховного комиссара состоит в предоставлении международной защиты беженцам и изыскании окончательного решения проблемы беженцев путем оказания содействия правительствам для облегчения добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах. Функции Верховного комиссара определены как «совершенно аполитичные», «гуманитарные и социальные» по своему характеру. Устав УВКБ предполагает следующие функции Верховного комиссара по обеспечению защиты беженцев:

а) содействие заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдение за их выполнением и предложение необходимых поправок к ним;

б) содействие выполнению мероприятий по облегчению положения беженцев и сокращению числа беженцев, нуждающихся в защите;

в) содействие усилиям, направленным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах;

г) облегчение допуска беженцев на территорию различных государств;

д) содействие переводу имущества беженцев;

е) получение от правительств информации относительно числа беженцев на их территории и положения их, а также соответствующих законов и постановлений;

ж) поддержание тесного контакта с правительствами и межправительственными организациями;

з) установление контакта с частными организациями, занимающимися вопросами беженцев;

и) содействие координации усилий частных организаций, занимающихся попечением о беженцах.

УВКБ призвано оказывать помощь любым лицам, которые «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства» (пункт 6 резолюции 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН). Данное определение, в котором основное внимание обращается на наличие факта преследований в отношении отдельных лиц, по-прежнему составляет основу мандата УВКБ, но в последние десятилетия, ввиду изменения характера потоков беженцев, в оборот были введены и другие дополнительные критерии. В настоящее время типичной является ситуация предоставления помощи и защиты со стороны УВКБ лицам, которые являются одновременно жертвами преследований, конфликтов и массовых нарушений прав человека. В силу этого УВКБ, как правило, обосновывает свое вмешательство на основе общей оценки условий в стране, из которой прибыли беженцы, а не на основе рассмотрения заявлений отдельных лиц о предоставлении им статуса беженцев.

В момент создания УВКБ предполагалось, что оказание материальной помощи является обязанностью правительства, которое предоставляет убежище. Однако поскольку в последние десятилетия ХХ в. значительное число потоков беженцев произошло в наименее развитых странах, УВКБ взяло на себя дополнительную роль по координации материальной помощи беженцам, возвращающимся лицам и, в отдельных случаях, перемещенным лицам (хотя эта функция и не упомянута в Уставе УВКБ).

Первоначально мандат УВКБ был ограничен оказанием помощи лицам, находящимся вне страны происхождения. Позднее в целях обеспечения большей эффективности программам по осуществлению добровольной репатриации еще одной обязанностью УВКБ стало участие в оказании помощи и предоставлении защиты лицам, возвращающимся в свои страны. Кроме того, иногда Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь ООН обращаются с просьбами к УВКБ о предоставлении защиты или помощи отдельным группам внутренних перемещенных лиц, которые не пересекли международной границы, но находятся в положении беженцев внутри своей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: