Этика взаимоотношений провизора и больного

Аптечные работники по роду своей профессиональной деятельности постоянно общаются с больными и их родственниками. Необходимость проявления по отношению к ним особой чуткости, внимания и терпения диктуется тем, что речь идет о здоровье и даже жизни больного, а также тем, что у больного нарушено адекватное восприятие окружающего.

Придя в аптеку, больной, прежде всего, обращается к провизору, фармацевту, кассиру. И здесь обязательным является соблюдение высокого чувства такта, деликатности, сострадания, уважения, умение пользоваться словом, выражением лица, голоса, манерой общения и др.

Нужно четко уяснить, что соблюдение гуманности в медицинском обслуживании является своего рода искусством побеждать болезни не только лекарством, но и словом. На это обращал внимание основоположник отечественной терапии проф. М.Я. Мудров. Он говорил, что правильное толкование больному о свойствах и действии лекарства вселяет в больного радость и уверенность, которые иногда полезнее самого лекарства, и больной скорее думает о выздоровлении, нежели о болезни. Отсюда и вытекает задача провизора – укрепить веру больного в выздоровление, целительную силу лекарства, в фармацию и медицину в целом. Для этого провизор должен иметь высокие профессиональные и моральные качества, правильно строить и регулировать свои взаимоотношения с посетителями аптеки, используя методы психологического воздействия на больного.

При первом посещении аптеки больной, прежде всего, обращает внимание на внешний вид провизора. Иногда первое впечатление определяет их дальнейшие взаимоотношения.

Одежда провизора на работе должна быть установленной формы: халат и шапочка. Уместны халат и белые брюки. На шапочках может быть эмблема чаши со змеей. На лацкане халата должна быть карточка, где указывается фамилия, имя и отчество сотрудника. Это облегчает общение и накладывает на сотрудника определенную личную ответственность за обслуживание больного, а также подчеркивает, что аптека или фирма уверена в качестве продукции, которую реализует.

Поскольку внешний вид провизора – своего рода визитная карточка аптеки, важны скромность его одежды, аккуратность и опрятность, подчеркивающие эстетическую умеренность и исключающие злоупотребление косметикой.

Аккуратность – это не только отсутствие неброскости в одежде, но и наличие дисциплины (своевременный приход на работу), верность данному слову, взятому обязательству и т. д.

Установить контакт с больным помогают манера двигаться, говорить, тон, интонация, умение слушать.

По осанке и манере двигаться посетитель аптеки делает вывод об отношении провизора к работе, его энергии, темпераменте, характере.

Нервозность провизора обязательно передается больному. Поэтому не следует суетиться, создавать спешки, беспокойства.

Темп речи провизора должен быть умеренным, т. к. быстрая речь плохо воспринимается. Кроме того, психологи установили, что 60-65% запоминаемого принадлежит зрению, 10-15% – слуху, 7-10% – осязанию, 5-6% – вкусу и 2-4% – обонянию. Поэтому, говоря о приеме лекарственного средства, лучше держать его в руке, чтобы сконцентрировать на нем внимание больного, особенно, когда отпускается несколько лекарственных препаратов.

Провизору необходимо владеть силой голоса и правильной лексикой. Громкий голос – признак неуважения, бестактности; тихий – заставляет больного переспрашивать, прислушиваться; резкий голос нервирует больного, монотонный – утомляет.

Выразительность речи определяется и ее техникой, к которой относиться правильное дыхание, гибкость голоса, дикция, правильное ударение. Следует избегать ненужных реплик и оборотов типа «поймите же меня». «с ума сойти», «надо же» и т. п.

Немаловажное значение в общении с больными имеет мимика. Провизор не должен "разыгрывать" внимание к больному, он должен чувствовать внутреннюю потребность быть чутким и внимательным.

Располагает больного и добрая шутка, улыбка. В этой связи английский врач XVII века Сайднэм считал, что прибытие в город клоуна значит для здоровья людей больше, чем десятки мулов, нагруженные лекарствами.

Провизор должен уметь слушать больного. Больному надо дать возможность выговориться, ибо как гласит латинская поговорка Dext etanimam lerari – сказал и облегчил душу. Больной страдает не только физически, но и морально, т.е. болезнь меняет его положение в обществе, в семье, рабочем коллективе. Поэтому обязанность провизора – поддержать, обнадежить, чтобы больной поверил в свое скорое выздоровление. Внимание, участие, защита, воспринимаются им как целебный бальзам.

Беседу лучше всего вести в форме короткого диалога, воздействуя на мысли и чувства больного, при этом сообщение должно содержать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения. Логичность мыслей достигается формулой: состав, применение, эффект. Психологами установлено, что человек запоминает 1/5 услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть и дважды объяснить способ и время приема лекарства, способ его хранения (условия и место). Пожилым людям, которые давно лечатся, следует корректно напоминать правила приема. Не стоит долго и настойчиво доказывать эффективность препарата, это вызывает у больного недоверие. Беседа с ним должна длиться 3-4 минуты. С больным не следует спорить и навязывать свою точку зрения. Говорить следует только по существу. Важным моментом в диалоге является пауза, дающая возможность больному обдумать и уяснить сказанное провизором.

Сейчас на кассовых чеках пишут "Желаем здоровья", "Будьте здоровы" и т. п., это также элемент психологического воздействия на больного.

На приветствие больного "Добрый день", "Здравствуйте", провизор обязан ответить приветливо и вежливо. Тактичный и содержательный разговор имеет немаловажное значение для установления личных симпатий.

Недопустимы такие выражения как:

Мне некогда! Вас много, а я одна.

Я же Вам уже сказала: все равно до- или после еды!

Надо внимательно слушать и не переспрашивать.

Для провизора важна хорошая память. Чтобы дать квалифицированную информацию больному, ему необходимо помнить множество названий лекарственных препаратов, их синонимов, способы приема и правила отпуска лекарств, особенности их действия, цены и т. д. Кроме того, запоминая и обращаясь к больному по имени и отчеству, провизор показывает, что ему небезразлично состояние здоровья больного, результаты проведенного лечения.

Провизор должен уметь сконцентрировать свое внимание, так как оно динамично. Колебания зрительного внимания связаны с чередованием больных. Глаза провизора попеременно соскальзывают с одного посетителя на другого, что приводит к торможению в клетках головного мозга, к ухудшению качества работы. Поэтому важно для провизора усилием воли активизировать свою психологическую деятельность, осознавая чувство долга, значимость и необходимость своей работы.

Провизору важно обладать интуицией, т.е. предугадывать поведение больного, понимать его чувства и мысли по тончайшим признакам эмоционального состояния, нюансам мимики, жестам.

Больных надо разделять по типу нервной системы: к стеснительным проявлять участие и внимание, к раздражительным относится спокойно и предупредительно, к общительным – тактично, к грубым – выдержанно, хладнокровно, сохраняя при этом достоинство. В сложных ситуациях (шум, дебош) провизору следует обратиться к общественности.

Нельзя раздражаться, если посетитель пришел в конце смены. Этика взаимоотношений провизора и больного предусматривает, кроме того, важность правильного и эстетического оформления лекарства. Небрежное оформление снижает веру больного в целебную силу лекарства. При этом аннотация должна быть правильно составлена и хорошо оформлена, особенно важна та ее часть, которая относится к приему. Недопустима двусмысленность рекомендации, отсутствие сведений о том, в какой дозировке и как часто, до или после еды следует принимать лекарство. Хорошо и правильно составленная аннотация предупреждает возможные осложнения, вселяет уверенность в положительное действие лекарства.

Неэтичным считается предлагать больному лекарственные препараты с истекающим сроком годности.

Принципы фармацевтической этики предусматривают необходимость предостерегать больных от так называемой "любви" к лечению (фармакофилии) и от фармакофагии (применение лекарств в больших дозах).

Моральные и правовые аспекты взаимоотношений провизора и больного требуют сохранения в тайне некоторых неблагоприятных сведений о заболевании, а также о том, при каком заболевании применяется то или иное лекарство.

Это способствует сохранению психического равновесия больного, благотворно влияет на лечение, давая возможность мобилизовать физические и духовные силы на борьбу с болезнью.

Таким образом, соблюдение принципов фармацевтической этики и деонтологии является своего рода искусством побеждать болезни не только лекарствами, но и словом, участливым отношением. А чтобы сердце и чувства не подвели и подсказали правильное решение, есть хорошее правило деонтологии высказанное в XVII веке английским врачом Сейднэмом: надо мысленно поставить себя в положение больного и обходится с ним так, как бы хотел, чтобы относились к тебе в аналогичной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: