Основные этапы развития социальной психологии

' Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. в связи с появлением работ У. МакДугалла и Э. Росса.

Некоторые вопросы социальной психологии были по­ставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социаль­но-психологических научных проблем началось в X I X в., когда социологи, психологи, философы, литературове­ды, этнографы, медики стали анализировать психологи­ческие феномены больших социальных групп и особен­ности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Постав­ленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интегра­ция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология - общество.

Основные этапы развития социальной пси­хологии как науки

Первый этап -становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопро­сам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различ­ного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство ра­бот по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характери-\/зуется появлением научных социально-психологиче- Л»


3. СПОРЫ О ПРЕДМЕТЕ НАУКИ

Предмет социальной психологи определяется во­просом: «Что изучает данная наука как самостоятель­ная, независимая отрасль знания?» Психология и социология - «материнские» дисциплины по отно­шению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изу­чен только в рамках какой-либо одной науки. Сущест­вуют несколько точек зрения на то, что является пред­метом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психи­ческие процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в про­цессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д. Особое внимание уде­ляется положению личности в группе, коллективе.

Социальная психология изучает социальные груп­пы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д. Социальная группа рассматривает-\/ся как функциональная единица, имеющая интеграль-


ные психологические характеристики, такие как груп* повой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критери­ев для анализа. Группа1 рассматривается как уникаль-ная целостность, которая не может быть понята толь­ко на основании изучения субъектов, ее составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность чле­нов. Она имеет собственные характеристики, сущест­вующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психи­ку, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые дейст­вия и групповые эмоциональные состояния. Изучает­ся социально-психологический аспект традиций, мо­рали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создавае­мых человечеством на протяжении веков.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и лич­ность, и группы, и социальную психику, но в опреде­ленном контексте. Социальный психолог Г. М. Анд­реева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики са-мих этих групп.


ских школ, ориентированных как на разработку фунда­ментальной теории, так и на прикладные аспекты ис­следования. Один из наиболее влиятельных социаль­ных психологов этого периода - 1С. Левин, создатель теории групповой динамики. Исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, ли­дерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и од­новременно разрабатывались фундаментальные те­ории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с-решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психоло­гия продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популяр­ность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных пред­метов изучения для специалистов различных профи­лей. Такое пристальное внимание к социально-пси­хологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратифика­ции. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социаль­но-психологические особенности руководства детс­кой группой, психология бизнеса, психология рекла­мы, психология формирования общественного мнения и др.


Во-первых, тем, что в истории существования совет­ской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950 - начале 1960-х гг. Во-вторых, тем, что социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социаль­ным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными обще­ственными силами.

Для социальной психологии актуально одновремен­ное решение двух задач: выработка практических ре­комендаций, полученных в ходе прикладных исследо­ваний, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научно­го знания с уточнением своего предмета, разработ­кой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очер- ф тить круг проблем социальной психологии, чтобы бо­лее строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Необходимо выделение из психологической проблематики во­просов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предме­та исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельно­сти людей, обусловленных включением их в социаль­ные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.


средством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон го­товности и закон ассоциативного сдвига. Психоаналитическое направлениесвязано с именем 3. Фрейда. Исследовал проблемы бессоз­нательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Полагал, что центральной движу­щей силой человека выступает совокупность влече­ний. Некоторые из аспектов данного направления \/ получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. ч/ деятельности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: