Теории происхождения лидерства

1. Теория черт (К. Бэрд) — лидер обладает определенным набором привлекательных черт.

2. Ситуативная теория лидерства: этого не помню точно, но кажется так: лидер может лучше других актуализировать присущие ему черты в данной ситуации; у кого оказались качества, наиб. подходящие для ситуации, тот и лидер. (при наводнении тот, кто умеет плавать, а при пожаре тот, кто с огнетушителем:))

3. Системная теория лидерства — лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, вкл. в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с др системами и более широким соц. окружением.

4. Кричевский— концепция ценностного обмена: ценностные х-ки членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

5. Когнитивщики рассматривали лидерство как образ. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа —внешним.

6. Интеракционисты рассматривали лидерство как процесс. Взаимодействие в группе: не лидер — группа, а лидера с каждым отдельно

7. Теория фрустрации и агрессии. При наличии лидера у всех остальных снижается удовлетворенность д-тью. Агрессия — на лидера.

32. Стиль лидерства: классические и современные представления.

Классические представления Левина и Липпета: (подробности см. 195)

1. Авторитарный

2. Демократический

3. Попустительский

Современные представления Фидлера:

Составляющие стиля лидерства:

- Y-е: личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация

- неY: эффективность деятельности руководителя, рассм. по продуктивности д-ти группы. иногда примешивается критерий удовлетворенности.

Эффективность лидера как функция от:

- степени контроля в группе,

- ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения

- отношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС)

Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу НПС низкий, а на отношения — выше.

33. Групповые решения как группе-динамический процесс.

Связано с проблемой лидерства, т.к принятие решения — одна из ф-ций руководителя. Гр. решение принимается в ходе групповой дискуссии. Легкость принятия гр. решения связана со сплоченностью группы, со степенью удовлетворенности трудом каждого из членов группы, а также с общественной значимостью задачи. Левин повел эксперименты в США и выявил следующие закономерности:

1. гр. дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации.

2. Если решение выдвигается в ходе групповой дискуссии, то его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму. Уже сам факт дискуссии перестраивает структуру групповых отношений.

Методы групповой дискусии:

1. Брейнсторминг (придумал Осборн): группа делится руководителем на 2 части: генераторов идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассм. спорные и отбрасывают негодные. Т.о. группа получает большой разброс решений.

2. Синектика (Гордон): 5-7- синекторов (человек, наиб. активно заявляющие свою позицию в группе) начинают дискуссию. Потом к ней присоединяются все остальные, но задача синекторов —наиб. четко сформулировать противоположные мнения, чтобы группа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются и принимается решение, удовлетворяющее всех. Ура!

34. "Сдвиг риска" и групповая поляризация.

''Поляризация группы'' – сущность этого явления закл-ся в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение и всей массой членов группы.

Сдвиг к риску — явление при групповой дискуссии, при повышении экстремальности принимаемых решений. три типа эксперимента:

1. сравнение первичных индивидуальных решений и согласованных групповых: риск растет

2. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии с обязательным согласованием: риск растет

3. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии без обязательного согласования: риск растет

максимальный сдвиг к риску наблюдался при лабораторных исследованиях в группе 5-6 человек и обсуждении от 3 до 5 минут. При этом наблюдается Эффект потолка, высказывание в пользу риска, значимое влияние рискующего лидера.

Объяснения:

риск как ценность

распределение ответственности

35. Проблема развития группы в социальной психологии. + 37. Стадии и уровни развития группы (вместе)

(зарубежные и отечественные исследования).

Определение группы, ее характеристики (в т.ч. развитие как групповой процесс)

Проблема развития группы является одной из важнейших (см.27)

Отечественные исследования и подходы:

Стратометрическая концепция (Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация).

· коллектив (высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости)

· просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

· диффузная группа (отсутствие совместной деятельности)

· асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

· корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости)

Параметрическая концепция (Уманский): основа схемы – социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т.д.). Развитие группы – также движение в континууме.

· коллектив

· автономизация (синтетические процессы: групповая идентификация, обособление, внутренняя слитность)

· кооперация (высокий уровень подготовки, сотрудничества и организационной структуры)

· ассоциация

· номинальная группа

· конгломерат (все незнакомы)

· антиколлектив

Зарубежные исследования и подходы:

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся.

Этапы межличностной активности:

(1) проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)

(2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)

(3) развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)

(4) функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)

Этапы деловой активности:

(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)

(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)

(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)

(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)

Модель Обера (Обер:) – нормативно-ролевая система:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей

2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий)

3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе

4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений)

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

1) латентная (ознакомление с задачей)

2) адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи)

3) интегративная (объединение усилий, координация стратегий)

4) достижение требуемого решения

Еще одна однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика:

1) фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере

2) фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие

3) фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении

4) фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния

Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации). Но это, малыш, уже совсем другая история…

Важно учитывать, что происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).

36. Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологической теории коллектива.

Влияние совм. д-ти на внутригрупповые процессы, формирование психологической общности

Макаренко: признак коллектива —социально-позитивная д-ть, отвечающая потребностям общества. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством, признанием важнейшей роли совм. д-ти в кач-ве фактора, образующего коллектив и посредующего всю систему отношений между членами коллектива.

Концепция Уманского: коллектив —предел развития группы. Этапы гр. развития:

1. Момент возникновения группы: группа — конгломерат.

2. Момент присвоения группе имени: номинальная группа.

3. Группа — ассоциация: уровень эмоц. интеграции, появления чувства «мы».

4. Группа – кооперация: деловое и инструментальное единство

5. Группа-автономия: собственно коллектив — группа, реализующая соц. значимые цели, кот встроены в контекст наиболее общего плана, или лже-коллектив, если цели группы становятся более значимы, чем все остальные. Замыкание внутри группы.

38. Психология межгрупповых отношений (основные подходы к исследованию).

Подходы:

1. Ситуативный: исследования Шерифа про мальчиков в лагере (см. стр. 219 у Андреевой). Источники межгрупповой враждебности отыскиваются в ситуациях гр. взаимодействия.

2. Когнитивный подход. Тэшфел: внутригр. симпатия возникает и в сит, где нет основы для межгр. конфликта. Причина межгрупповой дискриминации сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе. Кооперативная неудача вела к большей гр пристрастности, чем кооп успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.

3. Деятельностный (?) Агеев: проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория. Межгр. восприятие зависит от адекватности совместной гр. д-ти. Эксперимент со студентами и зачетом автоматом. 2 группы, одна из которых могла получить автомат за хорошую работу на семинарах. Зачет группе складывался из индивидуальных ответов. Что проявилось: больше число выступлений в поддержку своей группе, большее кол-во попыток регуляции выбора выступающего, давление на экспериментатора. Успех своей группы объясняли внутригрупповыми факторами, а неудачу — обстоятельствами. И так понятно…

4. Мотивационный: Фрейд:

враждебность неизбежна и универсальна.

Ф-ця враждебности: поддержание сплоченности и стабильности группы.

В других исследованиях также исследовались факторы:

1. Содержания выступлений и реплик с точки зрения согласия с членами своей и чужой групп

2. Регуляция выбора выступающих

3. Частота использования разных местоимений. (мы, они и т.п.)

4. Частота и характер отклонения от темы дискуссии.

39. Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Фаворитизм — благоприятствование членам собственной группы в противовес членам другой. Проявляется как во внешнем поведении, так и в процессах соц восприятия. Гр.Ф. Тем выше, чем:

Важнее для группы критерий гр. сравнения

Более сравнимыми являются ингруппа и аутгруппа.

Меньше уверенность законности группы.

Больше сходство взглядов членов группы.

Принадлежность к меньшинству увелич. фаворитизм

Враждебность — противоположное явление.

Нарциссизм малых различий — проявляется в виде обострения враждебности по отношению к сходным группам. Для сравнения с собой всегда используется максимально приближенная этническая или соц. группа.

Из эксперимента в лагере была выведена теория межгруппового конфликта Кемпбелла: конфликт обусловлен конкуренцией и ожиданием угрозы со стороны «враждебной группы.

40. Проблема личности в социальной психологии.

Исследование личности в с.п. надо отличать от исследований в социологии и психологии. С.п. занимается рассмотрением личности как представителя определенной соц. группы.

Главные проблемы общей психологии — проблема соц. типологии личности, социализации личности, структуры личности. структура личности рассматривается как:

1. конкретный субъект д-ти в единстве его инд св-в и соц. ролей

2. соц св-во индивида, совокупность интегрированных в нем соц. черт.

С.п выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает соц влияния, и каким образом она реализует свою соц. сущность. С.п. выясняет, каким образом складываются социально-типические черты личности. исследуется и макро- и микросреда индивида. осн проблемы здесь –

1. взаимоотношение личности с группой

2. проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.

3. проблема соц. установки (см 45)

теории развития личности:

Мид: Я — соц. продукт, сформированный на осн. взаимодействий с др. людьми

Кули: эффект зеркального отражения: чел воспр себя так, как его оценивают другие.

Фрейд: личность проходит стадии, на кажд. из которых возн напряженность между Ид и Суперэго. различные кач-ва формируются у человека в зависимости от успешности прохождения стадии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: