Техническая (индустриальная) эстетика

5. Техническая (индустриальная) эстетика. Техническая эстетика составляет пятое проблемное поле эстетики как науки — это теория ди­зайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными сред­ствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплоще­ния, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетиче­ские, экономические, технические, гигиенические эргономические (опи­сываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологи­ческие проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека.

Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизай­на. Английский теоретик искусства Дж. Рёскин ввел (1857) понятие эстетически ценных продуктов производства. Он подчеркивал: поспешно создаваемое поспешно и погибает; де­шевое в итоге оказывается самым дорогим; искусство бытовых вещей — основополагаю­щее в иерархии искусств; машинное производство калечит изготавливаемую вещь, ее производителя и потребителя. Рёскин предложил ретроспективную утопию: вернуться от дешевого машинного производства недоброкачественных товаров к ремесленному ручному труду (См.: Рёскин. 1902). Эту идею поддержал английский исследователь У. Моррис, без­успешно пытавшийся создать современное мануфактурное производство.

Немецкий теоретик Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектониче­ских искусствах...» (1860-1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, фор­ма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.

Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машинострое­ние. Архитектор X. ван де Велде (начало ХХ в.) утверждал, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, целесообразность и логику, «практическую и ра­зумную красоту». Теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» тех­нических изделий, а директор концерна АЭГ П. Беренс — за художественную стандартизацию и стилистическое клиширование продукции. Архитектор В. Гропиус ут­верждал необходимость эстетического оформления, одухотворяющего производимую ин­дустрией продукцию.

В Германии (в 1919 г.) был основан центр технической эстетики «Баухауз». В России в начале ХХ в. возникают идеи единства искусства и техники, красоты самого производствен­ного предприятия (См.: Страхов. 1906), отказа от украшательства в продуктах промышлен­ности, органического слияния в них пользы, функции и красоты (См.: Энгельмейер. 1910; Столяров. 1910). В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-техниче­ские мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов раз­рабатывали идеи «производственного искусства» дизайна и технической эстетики.

Основные принципы технической эстетики:

Основные принципы технической эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек (Л. Моголи-Надь, «Бауха­уз»), наиболее эстетичны — наиболее экономичные формы (В. Татлин, ВХУТЕМАС). Цель технической эстетики: гармонизация мира, насыщен-

ного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям их изготовления, к среде, в которой они производятся («технический пей­заж»). Эти требования (= рекомендации) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: