I. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Ф.В.Й. ШЕЛЛИНГА
1. Шеллинг об основных принципах "философии искусства".
2. Искусство и пространство мифологии.
3. Символичность универсума. Взаимоотношение мифологического и поэтического.
4. Шеллинг о сущности произведения искусства.
II. ЭСТЕТИКА И. КАНТА
1. Эстетическая способность суждения - основной предмет "Критики способности суждения".
2. Специфика суждения вкуса в "Аналитике прекрасного".
3. Форма эстетического суждения в сфере разума. Соотношение разума и воображения в сфере возвышенного.
4. Искусство как представление эстетической идеи и произведение гения.
III. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ
1. Гегель о способах изучения искусства.
2. Наука о "художественно прекрасном" и ее составные элементы.
3. Понятие "идеала" у Гегеля. Процесс развития идеала.
ЛИТЕРАТУРА
Балашов Н. И. Эстетическое в философии Канат // Эстетическое. - М.,1964.
Гадамер Х. Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 61-134.
Гегель Г. В.Ф. Эстетика в 4-х томах. - М., 1968. - Т.1. - С. 62-69.
Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. - М.,1979.
Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6-ти томах. - М., 1976. - Т. 5. - С. 101- 379.
Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И. Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. - М.,1980. - Вып.3.
Сендерович С. Об эстетическом созерцании у Шеллинга // Вопросы философии. - 1967,
Философия Канта и современность. - М., 1974. - Гл.8.
Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма. - М.,1934.
Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.,1966. - С.47-71, 85-104, 108-114, 117-191.
Эстетика Гегеля и современность. - М., 1984.
Вопросы для обсуждения:
Что означает для Канта "свобода от интереса" в определении прекрасного?
Почему объект удовольствия не идентичен причине удовольствия? В чем отличие удовольствия от представления формы объекта от удовольствия, испытываемого от представления реального существования предмета?
Почему суждение вкуса рефлексивно? В чем суть "игры познавательных способностей"? Какова здесь роль рассудка и воображения?
Каким образом гений связан с природой и в чем величие его шедевра?
Почему у Канта "красота - символ нравственности"?
Что производит деятельность фантазии и в чем заключается "всеобщий закон фантазии"?
Почему мифология "кончается там, где начинается аллегория" (Шеллинг)?
Что такое "новая мифология" по Шеллингу? Что такое "собственная мифология поэта"?
СЕМИНАР 11.