Немецкая классическая эстетика

I. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Ф.В.Й. ШЕЛЛИНГА

1. Шеллинг об основных принципах "философии искусства".

2. Искусство и пространство мифологии.

3. Символичность универсума. Взаимоотношение мифологического и поэтического.

4. Шеллинг о сущности произведения искусства.

II. ЭСТЕТИКА И. КАНТА

1. Эстетическая способность суждения - основной предмет "Критики способности суждения".

2. Специфика суждения вкуса в "Аналитике прекрасного".

3. Форма эстетического суждения в сфере разума. Соотношение разума и воображения в сфере возвышенного.

4. Искусство как представление эстетической идеи и произведение гения.

III. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ

1. Гегель о способах изучения искусства.

2. Наука о "художественно прекрасном" и ее составные элементы.

3. Понятие "идеала" у Гегеля. Процесс развития идеала.

ЛИТЕРАТУРА

Балашов Н. И. Эстетическое в философии Канат // Эстетическое. - М.,1964.

Гадамер Х. Г. Истина и метод. - М., 1988. - С. 61-134.

Гегель Г. В.Ф. Эстетика в 4-х томах. - М., 1968. - Т.1. - С. 62-69.

Калинкин А.Г. Концепция идеала в эстетике немецкого классического идеализма: (Кант и Гегель) // Из истории европейской культуры. - М.,1979.

Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 6-ти томах. - М., 1976. - Т. 5. - С. 101- 379.

Машненкова Л.П. Некоторые аспекты категории возвышенного в учении И. Канта // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. - М.,1980. - Вып.3.

Сендерович С. Об эстетическом созерцании у Шеллинга // Вопросы философии. - 1967,

Философия Канта и современность. - М., 1974. - Гл.8.

Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма. - М.,1934.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.,1966. - С.47-71, 85-104, 108-114, 117-191.

Эстетика Гегеля и современность. - М., 1984.

Вопросы для обсуждения:

Что означает для Канта "свобода от интереса" в определении прекрасного?

Почему объект удовольствия не идентичен причине удовольствия? В чем отличие удовольствия от представления формы объекта от удовольствия, испытываемого от представления реального существования предмета?

Почему суждение вкуса рефлексивно? В чем суть "игры познавательных способностей"? Какова здесь роль рассудка и воображения?

Каким образом гений связан с природой и в чем величие его шедевра?

Почему у Канта "красота - символ нравственности"?

Что производит деятельность фантазии и в чем заключается "всеобщий закон фантазии"?

Почему мифология "кончается там, где начинается аллегория" (Шеллинг)?

Что такое "новая мифология" по Шеллингу? Что такое "собственная мифология поэта"?

СЕМИНАР 11.




double arrow
Сейчас читают про: