Содержание. Анна Владимировна Костина

Анна Владимировна Костина.

Эстетика рекламы

Учебное пособие

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Реклама»

К 71 Костина А.В. Эстетика рекламы. Учебное пособие. М.: «Вершина», 2003. – 304 с. – («Бухгалтерская панорама»)

Содержание

Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11

1.1. Историческое развитие эстетической мысли.............................. 11

1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное......................... 14

1.3. Эстетические категории как отражение многообразия

мира........................................................................................................ 18

1.4. Культурная обусловленность эстетического

восприятия............................................................................................. 21

1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического.................. 24

Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30

2.1. Функциональная природа рекламы и искусства:

общее и особенное................................................................................. 30

2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное. ……..... 37

2.3. Реклама как явление массовой культуры..................................... 40

2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство................................... 43

Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства

и рекламы................................................................................................ 47

3.1. Структура восприятия.................................................................... 47

3.2. Особенности внимания................................................................... 53

3.3. Типы восприятия............................................................................. 57

Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов

и образцов.............................................................................................. 60

4.1. Картина мира как детерминанта восприятия.............................. 60

4.2. Особенности молодежной рекламы............................................. 63

4.3. Дифференциация особенностей рекламы в связи

с экономической стратификацией общества...................................... 66

4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику

рекламы.................................................................................................. 69

Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74

5.1. Русский стиль................................................................................. 76

5.2. Стиль модерн.................................................................................. 78

5.3. Кич (китч)........................................................................................ 81

5.4. Примитив......................................................................................... 82

5.5. Конструктивизм.............................................................................. 85

5.6. Социалистический реализм как творческий метод

и направление искусства....................................................................... 90

Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94

6.1. Категории морфологии искусства................................................ 94

6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение 100

6.3. Художественные средства гармонизации формы.

Контраст................................................................................................... 103

6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция.... 106

6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия.............. 110

6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика….. 113

6.7. Типы композиций в статичной рекламе............... ………………………………………. 117

Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121

7.1. Структура рекламного текста............................................................................................ 121

7.2. Драматургические конструкции в рекламных текстах: «модель перевернутой пирамиды», параграфная реклама, повествовательная реклама......................................................................... 125

7.3. Драматургические конструкции в рекламных текстах: драматизированная реклама, инструктирующая реклама, реклама, основанная на «эффекте края».......................................... 129

7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста ………………………………..... 133

7.5. Фоносемантика рекламного текста................................................................................... 136

Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139

8.1. Художественный текст и научный текст:

общее и особенное..................................................................................................................... 139

8.2. Риторические фигуры первого типа................................................................................. 143

8.3. Риторические фигуры второго типа................................................................................. 144

8.4. Риторические фигуры третьего типа................................................................................ 147

8.5. Риторические фигуры четвертого типа............................................................................ 150

Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155

9.1. Физические свойства цвета................................................................................................ 155

9.2. Уровни восприятия цвета................................................................................................... 157

9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия........ ……………………………….. 159

9.4. Типы хроматической гармонии...................................................................................... 167

9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века.................................................................................................... 169

Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175

10.1. Миф как аналог социокультурной действительности.............................................. 175

10.2. Формульность рекламы как ее специфическая категориальность........................... 177

10.3. Архетипические модели в рекламе............................................................................. 181

10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе.................................................................. 184

10.5. Мифологические структуры в рекламе...................................................................... 187

Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190

11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности................................................................................................................................... 193

11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр................................................................... 196

11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент

брачных игр............................................................................................................................ 198

11.4. Дуалистические модели в рекламе............................................................................. 202

11.5. Структура рекламных игр............................................................................................ 205

11.6. Классификация игр в рекламе..................................................................................... 208

Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного

пространства.......................................................................................................................... 214

12.1. Реклама как знаковая система.................................................................................... 214

12.2. Историческая подвижность понятия знака............................................................... 216

12.3. Структура знака........................................................................................................... 220

12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе......................................................................................................................................... 223

12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры....................................................... 227

Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233

13.1. Символ как универсальная эстетическая категория. ……………………………. 233

13.2. Символы мироустройства и пространственные

категории................................................................................................................................ 237

13.3. Символы экзистенциального содержания................................................................. 243

13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве...... 246

13.5. Идеологические символы или символы веры......... ……………………………….. 252

13.6. Геральдические символы. Символика политических партий.................................. 257

Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263

14.1. Проблемы классификации рекламы........................................................................... 263

14.2. Наружная реклама........................................................................................................ 266

14.3.Реклама на транспорте................................................................................................. 271

14.4. Витринная реклама....................................................................................................... 272

14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама................................... 279

14.6. Печатная реклама......................................................................................................... 284

14.7. Потребительская тара и упаковка................................................................................ 288

Рекомендуемая литература……………………………………………………………………..291

Предисловие

Курс «Эстетика рекламы» расширяет знания студентов в об­ласти, связанной с функционированием рекламы в большей сте­пени как художественного, и в меньшей - как экономического или социального феномена. Многообразным проблемам рекламы посвящена обширная (отечественная и, в особенности, зарубеж­ная) литература как научного, так и учебно-методического пла­на. Причем, внимание авторов привлекали не только проблемы, связанные с философией, социологией, семиотикой, но и вопро­сы эстетического содержания рекламы. Между тем (и это вполне естественно), характер рассмотрения этих проблем отличается определенным эмпиризмом. В данной же работе осуществляется попытка представить феномен рекламы не только с точки зрения его эстетического своеобразия, но и рассмотреть функциональ­ную рекламу как вид искусства и определить ее место в культур­ном пространстве XX века.

В настоящей концепции свойства рекламы воспринимаются как отражающие в свете определенной общественной практики существенные эстетические особенности, во-первых, самой ре­альности и, во-вторых, процесса ее освоения по законам красо­ты. Именно последним обстоятельством и определяется стремле­ние характеризовать рассматриваемый феномен с учетом темпорального контекста его функционирования и исследовать его на основе принципов историзма. Подобный ракурс позволяет рас­сматривать отдельные предметы рекламы в их связи с эстетиче­ской парадигмой времени - художественным стилем эпохи, вы­ступающим в качестве системы ее эстетических ориентации и предпочтений, а также осмысливать художественные особеннос­ти стилей и направлений через эстетическую проблематику соб­ственно рекламы.

Стремлением к выявлению истоков (не только историчес­ких, но шире - культурных) объясняется также внимание, уде­ляемое здесь культурным мифам и мифологемам, их эстетичес­кой аккумуляцией рекламой, а также символизму пространст­венному и хроматическому, перешедшему в рекламу из архети-пического слоя сознания. Значительный спектр эстетических проблем рекламы раскрывается при структурном анализе, где в качестве предмета исследования выступают ее отдельные эле­менты: композиция, шрифт, семантические и фонетические ха­рактеристики текста, цвет и ритм как ведущие начала, органи­зующие конструктивное пространство и т.п. Поскольку основу эстетической ценности рекламы составляет ее способность яв­ляться носителем социальных и культурных значений, постоль­ку представляется необходимым в курсе «Эстетика рекламы» об­ратиться к проблеме взаимосвязи эстетики рекламного сообще­ния с системой ценностей, стереотипами поведения и эстетичес­кими стереотипами, а также жизненными сценариями человека как объекта и как субъекта рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: