Рассуждение о специфике рекламы и ее эстетических особенностях предполагает разрешение вопроса о возможности рассматривать рекламу в качестве произведения искусства. И несмотря на то, что характер сознания, который продуцируется рекламой и искусством, принципиальным образом разнится, рекламное произведение, будучи продуктом художественного творчества, опирается на всю систему художественных средств искусства и по законам же искусства, в основном, функционирует. Реклама, точно так же, как и искусство, обращается, в первую очередь (и прежде всего), к эмоциональной сфере человеческого опыта, воздействуя на него посредством чувственных образов и удовлетворяя потребности эмоциональной жизни. Однако областью интересов искусства оказывается действительность в совокупности всех ее проявлений, воспринимаемая эстетически, реклама же эстетическое, незаинтересованное ее освоение сопрягает с утилитарно-прагматическим, что неизбежно влечет переконструирование самой жизни, отражаемой рекламой. Таким образом, специфика рекламы определяется не только сужением ареала ее интересов и изъятием из всего многообразия действительности лишь сферы товарно-денежных отношений, но и преобладанием установки, определенного угла зрения, под которым рассматриваются все области жизни и деятельности человека. И несмотря на то, что рекламированию потенциально может принадлежать абсолютно все, даже духовные ценности (как, скажем, в социальной, некоммерческой рекламе: «Позвони родителям», «Все у нас будет хорошо», «Улыбнись!» и т.п.), сама система образов, ситуаций, коллизий, на которую опирается реклама, значительно уже соответствующей области интересов искусства. Так, к примеру, рекламе не под силу передать последовательное движение чувства, мысли, показать тонкие оттенки душевных переживаний, осуществить широкие философские обобщения, как это возможно в искусстве. Однако данная особенность рекламы определяется характером этого вида творчества, не ставящего перед собой подобных задач и не предполагающего их разрешения. Сразу оговоримся, что произведение рекламы (естественно, только высокохудожественное) может функционировать и как произведение искусства, однако, для реализации подобной возможности необходима смена контекста его бытования - например, демонстрация на фестивале, конкурсе, презентация в музейной экспозиции, на выставке, что приводит к трансформации способа его восприятия, лишенного прагматизма и утилитаризма, и, соответственно, изменению его оценки. Образцы рекламы и искусства роднит и апелляция к ассоциативной стороне мышления, предполагающей манипуляцию символами и знаками-индексами. Это многообразие ассоциативных связей является неотъемлемым признаком целостности художественного образа, придающим ему способность эмоционального и интеллектуального взаимодействия с реципиентом. Но, в отличие от целостного художественного образа, спектр ассоциаций, вызываемых рекламой, ограничивается и определяется направленностью и, соответственно, всем комплексом применяемых средств. Естественно, что при доминировании семантической информации в рекламном сообщении круг ассоциаций будет изначально задан, а, следовательно, ограничен. В случае же преобладания эстетической информации рекламное произведение по широте ассоциативного поля, самой структуре и средствам выразительности будет тяготеть к художественному. Такие функции, как гедонистическая, общественно-преобразующая и некоторые другие - присущи рекламе постольку, поскольку она сама является одним из видов художественной деятельности и неизбежно использует модели отображения эстетических свойств явлений действительности и предметного мира, а также приемы их художественного постижения, которые выработаны искусством. Что же касается информационной, коммуникативной, пропагандистской, суггестивной и иных социальных функций, то они являются для рекламы основополагающими, хотя, по сравнению с искусством в целом, и не специфическими. Реклама, безусловно, способствует и эстетическому осмыслению предметного мира, повышая чувствительность к красоте, воспитывая и развивая культуру восприятия, вкус, в чем проявляется дидактическая ее направленность.Искусство в качестве коммуникационной системы можно рассматривать ввиду того, что воплощая в себе объективное содержание эпохи и личностные переживания, взгляды и позиции отдельных субъектов, искусство становится средством социальной связи между людьми, функционирующими как в едином темпорально-пространственном континууме, так и разделенными пространством и временем. Более того, истинное искусство существует именно как момент коммуникации, диалога, где потенциальные смыслы произведения актуализируются только в момент его восприятия иным человеком, не только оживляющим опыт его творца, но наделяющим его собственным видением и новыми смыслами, изначально не заложенными в нем. Именно в сфере искусства общение становится наиболее естественным и полным, так как этот метафорический и эмоциональный язык воспринимается более непосредственно, чем иные знаковые системы, несмотря на его интенсивную содержательную наполненность. Коммуникативная функция рекламы имеет собственную специфику, которая заключается в том, что ареал распространения рекламной коммуникации ограничивается, по преимуществу, сферой потребления, а само рекламное сообщение из всего многообразия смыслов и значений избирает лишь необходимые для характеристики продукта. Кроме того, сам характер восприятия предмета рекламы лишен той одухотворенности, которая становится возможной при индивидуальном, авторском его видении. Здесь же произведение является, прежде всего, носителем коллективных представлений о данной вещи, не выходящих за пределы стереотипного, в полном смысле слова, потребительского ее восприятия. Таким образом, коммуникация, осуществляющаяся через систему рекламы, является в большей степени информативным, чем экзистенциальным взаимодействием между сторонами. Хотя, в принципе, и искусство, и реклама в равной степени расширяют сферу человеческого общения через смоделированные, а не реальные ситуации. Вхождение в эту сферу раздвигает реальные рамки субъективного опыта, ограниченного в пространстве и во времени, и становится возможным через эмоциональный контакт с героями, действующими в этой среде. Идентификация с одним из героев сюжета и проживание в его образе различных перипетий судьбы - от трагических до фарсовых, комических - обогащает человека недоступными ему подчас эмоциональными переживаниями. Кроме того, расширяется (пусть иллюзорно!) круг общения человека, когда хорошими знакомыми становятся Эмма Петровна и тетя Ася, хотя, подчеркнем еще раз, этот опыт общения ограничивается сферой ритуальных и полуритуальных трансакций, когда подлинное понимание между субъектами общения затруднено или принципиально невозможно. В большой мере это связано с тем, что реклама не предполагает какой-либо вариативности в процессе перевода текстов (письменных и текстов как мыслительных операций). В искусстве же полнота понимания, возникающая при обмене персональными целостностями, сохраняющими свои особенности, может быть, в принципе, и не достигнута. Однако подобный результат полностью компенсируется самим процессом обмена сходными структурами сознания и возникновения смысловых параллелей, позволяющих осуществить подлинные семантические прорывы в закрытые до момента вступления в диалог сферы сознания. Что же касается суггестивной функции искусства, то она определяется, в частности, его способностью воздействовать через определенные ритмические или интонационные структуры непосредственно на подсознание, минуя контрольные барьеры сознательного уровня мышления. Изначально суггестия искусства связана родством с магией, многие функции которой оно переняло. Так, многие первичные музыкальные жанры воздействуют на подсознание единообразием ритма (колыбельная), ритмо-интонации (плач-причитание, заговор, заклинание), монотонностью пульсации и интонации (плясы).
А поскольку эта малодифференцированная повторность воспроизводит основные биологические ритмы дыхания и пульса, а также бытовые, связанные с моторикой - ходьбой, работой, пляской и т.п., то регулируя темп, ритм и акустику звучания, можно манипулировать практически всеми физиологическими функциями объекта воздействия. Аналогичным образом осуществляет манипуляцию жизненными ритмами и современная массовая музыка, основными составляющими которой являются равномерная пульсация ударных и басовых риффов, предельные динамические нарастания, не оставляющие возможности для произвольной нейтрализации звучащей массы и вводящие в резонанс с акустической средой основные биологические ритмы организма.
Здесь массовая музыка, как отмечалось исследователями, действительно уподобляется наркотику, так как вызывает ощущения, аналогичные эйфории - с учащением сердцебиения, активизацией дыхания, увеличением содержания в крови адреналина и т.п. Точно так же, на подсознательном уровне, воспринимается орнамент, форма предметов, их окраска, усиливающие их энергетику, а, следовательно, и функциональность, одежда, прическа, особенности головного убора и обуви, украшения.
Аналогичным образом внушающая функция выражается и в живописи с ритмическими особенностями ее композиции и ко-лористики и в поэзии, где единообразие метра и ритма, повтор ключевых фраз или слов воспринимается как магическое заклинание. Подобную структуру, в частности, имеет стихотворение К.Симонова «Жди меня», подробно анализируемое в этом ракурсе Ю.Боревым (Борев Ю. Эстетика. М., 1988. С. 130-132), где периодическое повторение глагола «жди» в повелительном наклонении является определенной установкой на суггестивное воздействие:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Суггестивная функция искусства тесно сопрягается с пропагандистской, манипулятивной, которая проявляется в стремлении искусства к легитимации различных общественных ценностей. Здесь искусство выступает как средство художественного преображения действительности и выявления наиболее актуальных для культуры аспектов. Однако если указанные социальные функции являются в искусстве подчиненными, то для рекламы они выступают в качестве ведущих. Убеждающая интенция, в первую очередь, требуется именно рекламе в целях реализации ее основополагающей стратегии - представить товар или услугу таким образом, чтобы их потребительские качества предстали как уникальные, а владение ими воспринималось бы как необходимость.
Для реализации этой цели реклама выработала особую тактику, вооружившись множеством риторических приемов, среди которых, точно так же, как и в искусстве, особое место занимает повелительная форма глагола (Здесь нет специального рассмотрения всех риторических приемов, так как этой проблеме посвящена отдельная глава.):
«Трудящиеся! Не страшны дороговизна и НЭП,
Покупайте дешевый хлеб
во всех
магазинах и киосках Моссельпрома
в двух шагах от любого дома.»
Или: Пролетарка и пролетарий!
Посещайте планетарий!»
А также: «Кооператор!,
Торгуй книгой!
Свет и
знание
в деревню двигай!»
(В.Маяковский. Поли. собр. соч. М., 1949. Т. IV, с.404)
Подобные формы были выработаны и отшлифованы народной практикой в течение многих веков и сконцентрированы в народных ярмарочных выкриках:
«Кому мыльце
Умыть рыльце?!
Берите на ходу,
Покупайте на лету!»
«Давай подходи и других подводи
У дядьки Ивана торговля без обмана»
«Эй, веселый мужичок, плати четвертачок...».
Те же настойчивые внушающие формулы «гипнотического» характера - и в современной рекламе: «Забудьте о перхоти!», «Вас беспокоят зубы? Приходите, мы ждем Вас!», «Слушайте Авторадио!», «Звоните! Мы расскажем Вам, как обслуживаться бесплатно! (Таском. Пейджинг сеть), «Теперь читайте заглавные материалы нового «Профиля» через Internet раньше, чем на бумаге!» (Internet-версия журнала «Профиль»), «Радиослушатели всех частот, переключайтесь!» (Русские хиты на 104.2 FM).
Здесь необходимо отметить, что внушающая установка рекламы может проявлять себя не столь прямолинейно, а мягко и завуалировано, что не мешает ей, однако, достигать цели не менее эффективно. Преимущественное совпадение функций рекламы и искусства не позволяет, тем не менее, отождествить эти различные области художественной деятельности. Основной функцией искусства как средства продуцирования и трансляции духовных ценностей является эстетическая, в противовес же этому, функциональность рекламы, в первую очередь, - утилитарна, прагматична и пребывает в области ее социальных и экономических интересов.
Если искусство, прежде всего, одухотворяет человека через возвышение его над нуждами и проблемами биофизического свойства, то реклама часто обращается именно к этому уровню восприятия, эксплуатируя первичные потребности человека, а воспроизводство рекламой стереотипизированного сознания вступает в противоречие со стремлением человека обретать и утверждать себя как неповторимую индивидуальность.
Обращаясь к методам и языку искусства, реклама, тем не менее, утверждает, по преимуществу, не духовные, но материальные ценности или же наделяет первые из них рыночной стоимостью, превращая в товар. Так, представляя определенным образом определенные же вещи, реклама создает и особое отношение к пространству, наполняемому ими, выступая в качестве средства презентации той социальной реальности, которая не только порождает подобные отношения между вещами, но и определяет статус самих вещей.