Уровни восприятия цвета

Если с физической точки зрения все характеристики цве­та выступают как независимые от зрения и различных субъ­ективных ощущений, то в психофизиологических процессах восприятия цвет теряет свою физическую обусловленность, а следовательно, и объективность выражения. Поскольку мыш­ление человека тесно связано со зрительным восприятием, и любой, в том числе, самый элементарный акт зрения нередко рассматривается как акт мышления, постольку можно ут­верждать, что информационно-энергетическая связь цвета с человеком может осуществляться одновременно на трех уров­нях интеллекта: сознательном, подсознательном, бессозна­тельном.

Сознание, выступающее как высший уровень психической деятельности человека, отражает реальность в виде образов, представлений, мыслей, идей, которые и образуют его содержание, предвосхищая практические действия и определяя их целенаправленный характер. На высшем уровне интеллекта цвет уступает как субъективное отражение объективно существую­щих предметов и явлений в совокупности их абстрактно-понятийного представления. Именно так воспринимаются сознанием конвенциональные (от лат. Conventio - соглашение), в частности, сигнальные, дорожные и т.п. знаки, где не только форма и изображение, но и цвет несет определенную семантическую нагрузку.

Функция бессознания, связанного со стадией цветоощущения, состоит в регуляции функционирования организма со стороны нервной системы и обеспечении адекватного гомеостазиса выступая в качестве антиэнтропийного механизма. Культурная адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) присутствует в моделях поведения, выработанных в процессе развития культу­ры и имеющих назначением сохранение и трансляцию коллек­тивного опыта.

На бессознательном уровне интеллекта цвет становится ис­точником и первопричиной чисто физических изменений в ор­ганизме - так, теплые цвета повышают температуру человечес­кого тела, давление, ускоряют пульс (особенно, красный), хо­лодные - соответственно, понижают давление и температуру (голубой в большей степени), замедляют пульс (особенно, си­ний). Вполне естественно, что для обеспечения оптимального режима функционирования организма человек стремится к тем цветам (в одежде, оформлении интерьера и т.п.), которые в большей степени оказываются компенсаторными или дополни­тельными.

Подсознание же, отвечающее за процесс собственно цветовосприятия, охватывает не представленные в сознании субъекта аспекты информации в виде образов, состояний, ас­социаций (к примеру, белый - чистота, синий - духовность, красный - любовь и т.п.). Таким образом, процесс цветовосприятия можно представить как механизм перехода информации из внешней среды на высший уровень интеллекта (со­знание) через эмоциональные представления (подсознание) и психофизиологические состояния (бессознание). Таким образом может быть представлено триадное подразделение интел­лекта:

Бессознание Подсознание Сознание
Природное, базово-Органическое, биологическое Культурное, образно-логическое, творчески-человеческое Общественное, формально­логическое, социально-обусловленное
Аффекты, ощущения, интуиция Эмоции, чувства, рождение идей Форма, понятие, опредмечивание идей
Стволовые отделы и подкорка Правое полушарие и подкорка Левое полушарие и кора головного мозга
Цветоощущение Цветовосприятие Цветообозначение

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: