Потребительская тара и упаковка

Эстетика потребительской тары и упаковки определяется функциональным назначением товара и особенностями пред­почтений той целевой группы, на которую ориентирован дан­ный товар или услуга. Упаковка является наиболее массовым рекламным средством - ее имеют около 80% всех выпускае­мых товаров в мире, и около двух тысяч изделий в упаковке приобретаются каждым потребителем ежегодно. Причем, рек­ламное воздействие тары и упаковки является самым длитель­ным, так оно осуществляется и до, и во время, и после потреб­ления продукта. Поскольку стоимость упаковки и тары входит в стоимость товара, постольку товары широкого спроса имеют оформление максимально экономичное, функциональное и, наоборот, эксклюзивные предметы предполагают особую упа­ковку - дорогую, подчеркивающую изысканность предлагае­мого предмета.

Рекламный характер упаковки отмечали еще в 20-е годы за­падные исследователиС.Чэз иФ.Шлинк: «...позолоченная бума­га, блестящие никелевые футляры, прокладки из глянцевой и узорчатой бумаги, яркие ленты, цветы, вычурный и дорогой шрифт, флаконы для духов самой причудливой формы - все это имеет целью приукрасить товар и отвлечь внимание от самого предмета, который лежит завернутый во всем этом блеске». (Чэз С. и Шлинк Ф. Как растрачиваются деньги потребителя. M.-JL, 1928. С. 17.) На­значение упаковки как фактора сбыта состоит в таком представ­лении товара, при котором его потребительские свойства высту­пали в своем лучшем качестве и позволяли выгодно отличать его от аналогичных предложений конкурентов. Более того, в условиях острой конкуренции могут оставаться жизнеспособными лишь те предприятия, товары которых имеют не только высо­кую потребительскую ценность, но и эффектный внешний вид. Поэтому еще в 60-е годы Америка расходовала на производство тары 10% годового объема производства стали, 50% олова, 50% бумаги, 75% полиэтилена и огромное количество иных дорого­стоящих материалов. (Барчук И.Д. Эстетика потребительской тары и упаковки товаров// Тор­говля и эстетика. М., 1967. С. 121.)

Не принимая во внимание различие целевых аудиторий, на которые ориентируются товары определенных групп, и рассмат­ривая потребительскую тару и упаковку как совокупность, рас­считанную на широкие потребительские группы, а потому обла­дающую усредненными эстетическими параметрами, отметим, что ее характеризует:

- правдивость;

- лаконичная форма, как правило, симметричная, с четкими контурами, воплощенная в простых геометрических фигурах;

- четкое выделение товарных и фирменных знаков;

- известная унификация, однообразие, которое, тем не ме­нее, является не только отрицательным, но и положительным фактором, так как связана с такой особенностью восприятия, как привычка к постоянному образу товара (например, тара для меда в форме бочонка);

- экологичность - соответствие материалов, из которых из­готовлена тара, физическим свойствам продукта - то есть, сохра­нение полезных свойств продукта при помощи упаковки;

- стремление к оригинальности, отнюдь не противоречащее традиционности ее решения - например, упаковка трикотажа и белья в бумажные и картонные банки, (Более подробно об этом см.: Барчук И.Д. С. 122-124.) позволяющая упростить выкладку, обеспечить сохранность товара, представить покупа­телю сведения о товаре из текста на упаковке;

- наличие дополнительных функций, полезных для потре­бителя, предполагающих вторичное использование тары - жес­тяных, стеклянных коробок, эксклюзивной тары, имеющей ху­дожественную ценность - к примеру, флаконов для духов, вы­полненных по эскизам С.Дали;

- конструктивность, предполагающая расширение функци­ональности упаковки, обеспечивающей порционный отпуск про­дукции, распыление, струйное или капельное выливание жид­кости, позволяющей производить подогрев продуктов без приме­нения посуды;

- единство стиля, позволяющее объединить различные това­ры одной группы - к примеру, томаты, морковь, перец, пред­ставленные к продаже фирмой Fresh World Farms, (Упаковка. Библиотека дизайна. М., 1998. С.14-15.) или выде­лить продукцию одного торгового предприятия - как, к примеру в продовольственном магазине Hogan's Market; (Там же. С. 4.)

- броскость и понятность шрифтов, выполняющих основную функцию информирования покупателя, качественное полигра­фическое выполнение графики;

- яркость окраски, позволяющая выделять товары в ряду аналогичных и идентифицировать их - такими «фирменными» цветами являются сине-белая гамма фирмы Nivea, бело-розовая тональность Mary Кау;

- рациональность колористического решения, где броскость и сенсационность присущи в большей степени подарочным и се­зонным изделиям, а также товарам, имеющим специальное на­значение, соответствие между стоимостью товара и ценой упа­ковки;

- наглядность - демонстрация товаров в натуральном виде (особенно некоторых продуктов питания), представленных в прозрачной упаковке;

- ассоциативность, достигаемая посредством имитации не­которых свойств продукта: запаха - свежевыстиранного белья, ягод, фруктов, мяты, жареного картофеля (при помощи арома­тизации тары), цвета - желтого для масла, красного для клубни­ки, формы - бочонка для меда, корзинки для ягод;

- качество, служащее гарантом качества самого продукта.

Рекомендуемая литература

1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов//Вопросы психологии. 1987, №2.

2. Азоев Г.Л. Реклама промышленной продукции. М., 1993.

3. Аникст М. И др. Русский графический дизайн 1880-1917. М., 1997.

4. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

5. Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. М., 1986.

6. Бабурина Н.И. Русский и советский плакат. 1900-1930//Москва-Париж. 1900-1930. М., 1981.

7. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

8. Ганзен А. и др. О гармонии в композиции//Техническая эстетика. 1969, №4.

9. Голан А. Миф и символ. М., 1993.

10. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. М., 1977.

11. Бабурина Н.И. Русский плакат. Л., 1988.

12. Барчук И.Д. Эстетика потребительской тары и упаковки товаров //Торговля и эстетика. М., 1967.

13. Бейда Л. Краткая история рекламы. Америка. 1991. №419.

14. Беклешов Д.В., Самусев В.П. Реклама. Ее функции, цели и методы создания. Киев, 1974.

15. Бердяев Н. Философия неравенства. Берлин, 1923.

16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в иг­ры. СПб., 1995.

17. Бобринская Е.А. Концептуализм. Москва, 1994.

18. Бове К., Арене В. Современная реклама. Тольятти, 1996.

19. БогачеваН.М. Эстетические проблемы рекламы. Диссерт. насоиск. уч. ст. к.ф.н. М., 1969. На правах рукописи.

20. Борев Ю. Эстетика. В 2-х т. М., 1997.

21. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. М., 1983.

22. Бродецкий А.Я. О невербальном мышлении//Тело. Вещь. Ритуал. М., 1996.

23. Буданцев Ю.П. Теория и практика журналистики и массовых ин­формационных процессов. М., 1993.

24. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. Бер­лин-Москва, 1993.

25. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология вос­приятия. М., 1972.

26. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострано-ведение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983.

27. Викентьев И.Л. Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов. Новосибирск, 1993.

28. Волкова В.В. Дизайн рекламы. М., 1999.

29. Волкова В.В. Дизайн-система «Реклама»//Журналистика в 1994 го­ду. Тексты научно-практической конференции. Часть IV. М., 1995.

30. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

31. Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. М., 1994.

32. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России: Практика и ре­комендации. М., 1994.

33. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.-Л., 1957.

34. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

35. Глушакова Т.И., Кагиянц Л.С, Беклемишева О.И. Особенности восприятия и интерпретации россиянами рекламных сообщений, отражающих западную культуру//Тезисы докладов Международ­ного конгресса по рекламе. М., 1994.

36. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

37. Гольман И.А., Добробаренко. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена. Новосибирск, 1991.

38. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе//Психологичес-кий журнал, 1998, №3.

39. Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1987.

40. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы. М., 1991.

41. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психологическое ее восприятие. М., 1984.

42. Дюбуа А., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. И др. Общая риторика. М., 1986.

43. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

44. Зазыкин В.Н. Психология в рекламе. М., 1992.

45. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное: Средства массовой ин­формации и рекпродуцируемое искусство. М., 1981.

46. Заславская Т.И. Структура современного российского общества //Экономические и социальные перемены: мониторинг обществен­ного мнения. 1995. №6 (20).

47. Зись А. Виды искусств. М., 1979.

48. Искусство и массы в современом буржуазном обществе. М., 1979.

49. Каган М. Морфология искусств. Л., 1972.

50. Казаринова М., Федоров М. О композиции//Техническая эстетика. 1966, №1.

51. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

52. Кара-Мурза Е. Массовая реклама в постсоветском обществе//Миро-вая экономика и международные отношения. М., 1994, №7.

53. Картер Г. Эффективная реклама. М., 1991.

54. Кассирер Э. Техника современных политических мифов//Феномен человека. Антропология. М., 1993.

55. Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М., 1995.

56. Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994.

57. Кон И.С. Психология половых различий//Вопросы психологии. 1981, №2.

58. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. М., 1998.

59. Крутоус В. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985.

60. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. Антология рек­ламы. М., 1996.

61. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1978.

62. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1996.

63. Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард//Метафизические исследо­вания. Вып. 4. Культура. Спб., 1997.

64. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

65. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.

66. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

67. Лотман Ю.М. Между эмблемой и символом//Лотмановский сбор­ник. Т.2. М., 1997.

68. Лотман Ю.М. Риторика. - Труды по знаковым системам. 12. Тарту, 1981.

69. Лотман Ю.М. Символы в системе культуры//Сборник трудов по знаковым системам. Тарту, 1980.

70. Лукшин И.П. Рекламная графика. Социальный и эстетиче­ский анализ. М., 1970. Дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. На правах ру­кописи.

71. Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.

72. Маяковский В.В. Агитация и реклама. Поли. Собр. Соч., Т.12. М., 1978.

73. Моррис Ч.У. Основания теории знаков. Семиотика. М., 1983.

74. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусст­во. М., 1997.

75. Новохатская Н. Российская телереклама обнаруживает собствен­ные пути развития. М.: Коммерсант Дейли.- 1994. №44.

76. Овсянников М. Что изучает эстетика? М., 1978.

77. Огилви. Откровения рекламного агента. М., 1994.

78. Омельченко С.А., Покровская СВ. Какие рекламные ролики эф­фективно воздействуют на детей?//Журналистика в 1994 году. Те­зисы научно-практической конференции. 4.2. М., 1995.

79. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс//Ор-тега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

80. Панкратов Ф.Г., Серегина Г.К., Шакурин В.Г. Рекламная деятель­ность. М., 1998.

81. Пенькова Е. Все расставить по местам//Журналист. 1993, №8.

82. Пенькова Е. Здравый смысл и лишний глаз//Журналист. 1993, №6.

83. Пенькова Е. Приманка или пугало. Цвет в газетном объявлении// Журналист. 1993, №12.

84. Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или Как стать из­вестным. Ростов-на-Дону, 1997.

85. Петрова Е.Ю. Психология создания рекламного сообщения. М.: Экс-пресс-Сервис,- 1994. №6.

86. Платон. Соч. в 3-х т. М., 1968.

87. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945. М., 1991.

88. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986.

89. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

90. Почепцов Г. История русской семиотики. М., 1998.

91. Птахова И. Простая красота буквы. СПб., 1997.

92. Пушкарева Н.С. Искусство рекламы: Теория и практика современ­ной рекламы. Казань, 1992.

93. Разумовский Б. Искусство рекламы. Минск, 1984.

94. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

95. Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1981.

96. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в совре­менной западной психологии//Вопросы психологии, 1987, №2.

97. Ривз Россер. Реальность в рекламе. М., 1983.

98. Родченко А., Степанова В. Будущее - единственная наша цель. Ве-

на, 1991.

99. Розенталь Д.Э., Кохтев Н.Н. Язык рекламных текстов. М., 1981.

100. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., 1989.

101. Русский графический дизайн. 1880-1917. Внешсигма, 1990.

102. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

103. Советский рекламный плакат. 1917-1932. Торговая реклама. Зре-

лищная реклама (альбом). М., 1972.

104. Соколов Б.М. «Бессмысленно, пестро и даже смешно...». Цвет в художественной системе русской народной гравюры//Лотманов-ский сборник. Т.2. М., 1997.

105. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. М., 1998.

106. Старых Н.В. Специфика образности в публицистическом и рек­ламном типах текстов. М., 1993. Диссерт. на соиск. уч. ст. д.н. На правах рукописи.

107. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: теория и практи-

ка. М., 1989.

108. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста. М.: Изда­ние подготовлено ассоциацией работников рекламы.

109. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1940.

110. Тимофеев Л.И. Теория литературы. М., 1948.

111. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древ-

нерусской религиозной живописи//Философия русского религи­озного искусства. М., 1993.

112. Топоров З.Е. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в облас-

ти мифопоэтического. М., 1995.

113. Тульсанова О.Л. Реклама как вид журналистского творчества: Ме-

тодическая разработка. СПб., 1994.

114. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

115. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.

116.Устин В.Б. Визуальная информация в эстетическом формирова­нии городской среды. Диссерт. на соиск. уч. ст. к. искусствоведе­ния. М., 1984. На правах рукописи.

117.Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочест-

во. М., 1994.

118. Устин В.Б. Визуальная информация в эстетическом формирова­нии городской среды. Диссерт. на соиск. уч. ст. к. искусствоведе­ния. На правах рук. М., 1984.

119. Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974.

120. Фрейденберг О.М. Метафора//Поэтика. Труды русских и совет­ских поэтических школ. Будапешт, 1982.

121. Хайм Т. Все об упаковке. М., 1997.

122. Халаджан М.Н. Искусство коммерческой рекламы. М., 1994.

123. Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

124. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.

125. Хеладзе Т.М. Функциональное и эстетическое в торговой рекламе.

Дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Тбилиси, 1979. На правах рукописи.

126. Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования газет, журналов и книг. М., 1984.

127. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

128.Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практи-

ка. Петрозаводск, 1994.

129. Художественная жизнь современного общества. В 4-х т. Спб., 1996.

130. Хэмбидж Дж. Динамическая симметрия в архитектуре. М., 1936.

131. Шариков А.В. Об особенностях восприятия телевизионной рекла-

мы подростками//Журналистика в 1994 году. Тезисы научно-практической конференции. 4.2. М., 1995.

132. Эстетические ценности предметно-пространственной среды М., 1990.

133.Юнг К.Г. К вопросу о подсознании//Юнг К.Г. Человек и его сим-

волы. М., 1997.

134. Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного//Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: