Изд-во МИУ

Учреждение образования

«Минский институт управления»

Е. И. Красковская

А. А. Потоцкий

Я. В. Шешко

ЭСТЕТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Минск

Изд-во МИУ


УДК 18

ББК 87.8

К 78

Утвержден на заседании кафедры гуманитарных дисциплин МИУ, протокол № 6 от 05.03.2004 г.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доцент кафедры философии культуры БГУ, канд. филос. наук Лещинская И. И.; преподаватель кафедры культурологии МГЛУ Папакуль В. Г.

Красковская, Е. И.; Потоцкий, А. А.; Шешко, Я. В.

К 78 Эстетика: Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения / Елена Ивановна Красковская, Алексей Александрович Потоцкий, Яна Владимировна Шешко; Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2004. – с.

Назначение учебно-методического комплекса – помочь в освоении знаний по теории и истории эстетики, познакомить студентов с многообразным миром художественной культуры, а также сформировать у обучающихся эстетическй взгляд на мир, улучшить вкус. Методическая часть пособия содержит задания к семинарским занятиям и коллоквиуму, хрестоматийные тексты, варианты контрольных работ и вопросы к зачету.

ISBN

УДК 18

ББК 87.8

ISBN © Е. И. Красковская, А. А. Потоцкий, Я. В. Шешко, 2004

© МИУ, 2004


СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………

II. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………...

1. Эстетика как философская наука……………………………….

2. Эстетические представления народов Древнего Востока…….

3. Античная эстетическая мысль………………………………….

4. Эстетика европейского средневековья……………………….

5. Эстетические особенности эпохи Возрождения………………

6. Эстетика Нового времени………………………………………

7. Эстетические идеи немецкой классической философии……..

8. Эстетика европейского романтизма……………………………

9. Неклассические концепции западноевропейской

эстетики XIX века…………………………………………………

10. Модернизм и постмодернизм в искусстве

и эстетической теории XX века………………………………….

11. Русская эстетическая мысль………………………………….

12. Основные эстетические категории………………………….

13. Природа искусства……………………………………………

14. Классификация искусства………………………………………..

15. Основные проблемы эстетической теории творчества..……

III. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ……………………...

IV. ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И КОЛЛОКВИУМУ………………………………………………

V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ……………………………….

VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………………….


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания курса «Эстетика» является осмысление специфики эстетического отношения человека к миру, особенностей искусства в пространстве культуры, знакомство с классическими произведениями мирового искусства, с основными тенденциями развития мирового художественного творчества.

Специфика курса предполагает не подробное изучение и охват максимального числа эстетических теорий и произведений искусства, а знакомство с наиболее крупными шедеврами. В рамках изучения закономерностей развития мировой эстетики и искусства особое внимание уделяется тенденциям XX века.

Содержанием курса эстетики выступает теория искусства как эстетической деятельности, манифестирующей глубинные процессы, протекающие в области общественного и художественного сознания. В курсе прослеживается процесс перемещения эстетики с периферии в центр философских интересов. Изложение материала начинается с воспроизведения центральных положений эстетики Древнего Востока и античности, эстетической концепции И. Канта, философии искусства Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Эстетика рассматривается как метафизика красоты, теория художественного творчества и восприятия, учение о бытии и понимании художественного произведения. Далее к обсуждению предлагается широкий круг проблем: формирование европейской неклассической эстетики, психоаналитическая эстетика, экзистенциализм, эстетические теории модернизма и постмодернизма.

Данный курс углубляет теоретическую базу гуманитарного образования. Одновременно он представляет собой основу для воспитания эстетической культуры воспринимающего сознания.

Задачи изучения эстетики

Реализация цели определяет основные задачи курса:

· показать эстетические феномены как в ретроспективной развертке, так и на уровне актуальных проблем современной эстетики и искусства;

· дать студентам общее представление о месте искусства в целостной системе мировой культуры;

· проанализировать особенность и проблемы европейского типа субъективности и основанного на нем западного искусства XX века, раскрыть взаимосвязь стиля жизни, стиля мышления и стиля художественно-образного постижения мира;

· уяснить актуальную ситуацию разрушения классических характеристик искусства: представление о целостности и уникальности художественного творения, авторстве, профессионализме и т.д., опираясь как на классические эстетические теории, так и на ведущие теоретические концепции современного гуманитарного знания;

· развить элементарные навыки анализа художественного произведения.

В результате изучения курса «Эстетика» студенты должны знать:

· основные элементы эстетической теории и их категориальные структуры;

· ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли;

· персоналии эстетического знания

уметь характеризовать:

· основы эстетической культуры и художественной деятельности людей в контексте многообразия их идеалов, норм и вкусов;

· социокультурную обусловленность эстетических принципов и художественных стилей;

· конкретные художественные направления и стили

уметь анализировать:

· место и роль эстетической культуры в жизни человека и общественных отношениях;

· современное состояние эстетической культуры и науки;

· собственные эстетические установки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: