Эстетика как философская наука

I. Специфика эстетического знания.

II. Предмет и задачи эстетики.

Основные понятия:эстетическое знание, красота, искусство, предмет эстетики, задачи эстетики, признаки научной системности.

I. Эстетическое знание насчитывает 2,5 тысячи лет. Эстетика – наука, изучающая основные законы функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического. Таким образом, можно сказать, что эстетика – это наука о чувственном познании, осмысление специфики чувственно-эмоционального отношения человека к миру.

Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, восприятии, оценке и освоении, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе красоты и ее многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах, восприятия, функционирования и развития искусства. Полное и глубокое наслаждение искусством не возможно без художественной образованности, а последнее – без эстетики. Освоение мира, все виды человеческой деятельности при всем их многообразии осуществляются непременно в эстетической форме, а значит, не могут быть ни совершены без эстетического начала, ни осмыслены без определенных знаний. Эстетика и искусство – это фокус всей мировой культуры и средоточие всего гуманитарного опыта человечества.

Эстетику можно изучать посредством анализа конкретных эстетических теорий или проблем. Но возможно также исследовать ее с помощью анализа эстетических взглядов тех или иных мыслителей или писателей, художников или композиторов, архитекторов, скульпторов, когда теория и практика дополняют друг друга.

Парадокс, встречающийся во все времена: эстетика создается на основе искусства и для искусства и его творцов, но она редко выходит за свои собственные пределы, оставаясь эстетикой для эстетиков. Как показывает история искусства, очень редко можно наблюдать синхронное развитие эстетического опыта и эстетической теории. Судьба художественных методов не менее парадоксальна: они возникают из столкновения или знакомства с другими художественными методами, то есть новый художественный стиль вырабатывается из неприятия другого стиля. Наблюдается глубинная связь истории эстетических учений с историей философии, теорией искусства и другими гуманитарными науками.

II.

то становилось аспектом богословия и думало, как с помощью искусства нацеливать человека на служение Богу (Тертуллиан, Фома Аквинский)
простиралось до вопросов государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека (Платон)

Понятие «эстетика» в научный оборот ввел немецкий просветитель Александр Баумгартен (от греч. Aistheticos «чувственный») в середине XVIII в. Однако история изучения эстетики имеет глубокое прошлое. В ходе развития эстетики ее предмет и задачи менялись. Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Впоследствии эстетика не раз меняла лоно своего развития. Главный предмет изучения эстетики – состояние человеческих чувств в их отношении к эстетическим качествам.

 

Схема 1.1. Исторические традиции изучения эстетики

Таким образом, как видно из схемы 1.1., предмет эстетики изменяется в ходе развития культуры. С современной точки зрения предметом эстетики является весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с позиции общечеловеческой значимости всего прекрасного.

Э С Т Е Т И К А 1. Анализ сущности искусства и эстетического во всем их многообразии.
2. Выявление смысложизненной проблематики эстетических феноменов на уровне «острых» проблем современных образа жизни, дизайна и искусства.
3. Определение особенностей и проблем европейского типа субъективности и основанного на нем западного искусства ХХ века как наследия всего культурно-исторического развития Запада, поиск взаимосвязи стиля жизни, стиля мышления и стиля художественно-образного постижения мира.
4. Показ специфики бытования искусства в триединстве художественного произведения, акта творчества и художественного восприятия через уникальность и событийность каждого эстетического феномена.
5. Осмысление современной ситуации разрушения классических «атрибутов» искусства; целостности и уникальности художественного творения, авторства, профессионализма, опираясь на современные версии гуманитарного знания.

Схема 1.2. Задачи эстетики

 
 

 

Схема 1.3. Принципы научной системы

Таким образом, эстетика как наука – это система законов, категорий, общих понятий, осмысливающая в свете определенной общественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности социального бытия и функционирования искусства, его восприятия и понимания.

Основной тезис. Центральная проблема эстетики – природа и специфика искусства. Главные проблемы эстетики как философии искусства: определение искусства, возникновение искусства, функции искусства, соотношение формы и содержания, особенности художественной деятельности, проблема художественного стиля, специфика художественного образа, проблема классификации искусства и др. Основные проблемы теории эстетики: эстетические категории, определение эстетического опыта, специфика эстетической позиции и особенностей эстетического созерцания, сущность эстетического качества, эстетической ценности, оценки и др. Одна из задач современной эстетики – преодоление разрыва между двумя потоками культуры: наукой и искусством. По-новому осознавая свой предмет, современная эстетика находит применение в общей теории коммуникаций (эстетическое поведение как коммуникативный процесс), в имиджелогии, в теории и практике дизайна, рекламы, осваивает виртуальную реальность и технологии компьютерного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: