Культурно-исторические реалии XX века. Модерн и постмодерн. Мозаично-коллажная картина мира культурных форм как характеристика переходной эпохи.
Онтологический поворот» западной философии XX века. Онтология эстетического. Феномен искусственной эстетизации и поэтизации культурных явлений ХХ века.
Совмещение смысловых полей эстетики и философии культуры. Антропологическая направленность эстетики интуитивизма и экзистенциализма.
Философия культуры как философия языка. Эстетика: исследование искусства сквозь призму семиотики и структурно-функционального анализа.
Интуитивизм А. Бергсона о мифотворческой природе человека.
Эстетика экзистенциализма. Ж.-П. Сартр о действенной силе искусства. Ситуация «ангажированного писателя». А. Камю. Проблема творчества и абсурд. Искусство как бунт.
М. Хайдеггер. Эстетическая окрашенность бытия как присутствия человека в мире. Культура как про-из-ведение. Обращение к поэтическому тексту как образу современного мира.
Структурализм как попытка воссоздания рационалистической эстетики. Исследование мира как текста. Понятия архетипа и инварианта. Символизм в философско- эстетическом дискурсе структурализма.
|
|
Модернизм в искусстве и эстетике. Отказ от теории мимесиса; снижение художественной образности; акцент на творческом акте и субъективных переживаниях художника. Основные направления искусства модерна: натурализм, импрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, экспрессионизм.
Эстетика постмодернизма. Ж.-Ф. Лиотар о тотальной эстетизации жизни. Жизнь как искусство, искусство как жизнь.
Ж. Деррида: постструктурализм как соединение традиций структурализма, герменевтики и психоанализа. Мимесис наоборот: мир как поэтический текст, а поэтический текст как бесконечный образ мира, ставшего конечным.
Р. Барт «Смерть автора» как эстетический аналог «смерти субъекта». Появление фигуры скриптора. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Читатель, который пишет.
Искусство постмодерна. Традиционные искусства и постмодернистские перемены: цитатничество в архитектуре, литературе и кинематографе. Новые виды искусства: инсталляция, хеппенинг, перформанс.
Философско-эстетический анализ ситуации совпадения концов и начал в культуре постмодерна.