Раздел III.Основные проблемы современной эстетики

Тема 14. Онтология эстетического.

Бытийственность эстетического и эстетическая природа бытия.

Онтологический характер эстетических феноменов. Онтология культуры: парадоксальность постановки проблемы. Культура как соединение мира «техне» и мира человеческих абсолютов (Добра, Красоты, Истины, Разума). Культура как соединение «здесь» с бытием.

Онтология искусства.

Художественное творение как полагание истины бытия (Хайдеггер).

Онтологическая задача искусства в природе: вычленение чистых природных форм и достройка их до полноты бытия. Смирение природных стихий. Раскрытие бытия как природы природного.

Антропологический характер онтологии искусства: искусство как «спасение человека для жизни» (Ф. Ницше). Метафизический смысл искусства. Ницше о метафизическом утешении трагедией.

Онтология искусства как феномена культуры. Развитие культурной формы от чистой искусственности к полноте человеческой естественности. Искусственность искусства как высшая форма естественного в человеке, как естественная форма человеческого бытия.

Онтология человеческой жизни: поэтически живет человек (М. Хайдеггер).

Тема 15. Природа художественного образа.

Онтологический статус художественного образа. Творение истины в художественном творении. Образ как раскрытие вещности вещи, дельности изделия и сущности бытия (Хайдеггер).

Художественный образ и научное понятие: парадоксы сравнений, сходство и различие. Художественный образ как индивидуализированное обобщение. Реальная условность художественного образа как путь универсализации человека. Способы художественного обобщения явлений действительности: типизация идей, характеров и чувств, идеализация и символизация.

Проблема содержания и формы художественного произведения. Тема и идея как содержательные характеристики художественного произведения. Объективность темы и идеи. Варианты связи темы и идеи.

Проблема «яркой» формы художественного произведения. Историзм форм в искусстве.

Диалектика содержания и формы художественного произведения. Ведущая роль содержания, активность и самостоятельность формы. Глубина воздействия формы на характер художественного содержания. Проблема реализма формы. Реализм как «отражение жизни в формах самой жизни». «Плюсы и минусы» формализма. Единство формы и содержания как критерий художественности в искусстве. Самодостаточность и необходимость формы. Художественная форма как просвет бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: