Историческая психология и искусство.
Психология художественного творчества. Психоанализ о природе художественного творчества. К. Юнг о психологическом и визионерском типах творчества. Психологические аспекты художественного текста (Л. Выготский).
Художник: эмпирическая личность и творческое «Я». Роль личности художника в творческом процессе.
Проблема авторства в культурно-историческом контексте.
Необходимые составляющие художественного творчества: талант, мастерство, метод, стиль. Рациональные и иррациональные моменты творчества. Талант и гений. Проблема одиночества гения. Гений и безумие.
Проблема мотивации художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики.
Этапы творческого процесса: вызревание замысла, озарение, поиск адекватных художественных средств, завершение произведения.
Проблема Non finito в истории и искусстве. Классика как совершенное незавершенное или самое незавершенное совершенство.
Тема 18. Природа художественного восприятия.
|
|
Восприятие произведения искусства - необходимый момент его человеческого, общественного бытия. Восприятие как творчество.
Постановка проблемы субъекта художественного восприятия. Романтики и Кант о субъекте восприятия как главной фигуре творческого процесса.
Психология художественного восприятия. Феномен катарсиса.
Механизмы «движения» публики навстречу художнику. Художественные приемы активизации читателя, зрителя, слушателя.
Читатель – главный герой культуры постмодерна. Понятие метафизического читателя.
Тема 19. Человек в современном эстетизированном мире.
Эстетика социального. Социальное как бытие. Эстетическая онтология социального.
Эстетический характер общественного бытия. Искусственность общественного бытия как основание его эстетичности.
Феномен эстетизации социальной реальности. Метафора картины мира в анализе феномена эстетизации.
Социально-эстетическая онтология общества модерна и постмодерна. Эстетизация как современная форма развития властных отношений. Власть соблазна.
Эстетизированное и эстетическое. Эстетические способы сопротивления современного человека эстетизированным формам власти (трансгрессия, интерпассивность, рассказовые практики)
Эстетика «малых форм» как соответствующая современному состоянию культуры область возврата эстетическому началу его онтологического потенциала.
Человек в эстетической картине мира: проблема и возможность Быть.
IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ