Социальная философия и эстетика. Социальная философия как источник и причина антропологизации современного философско-эстетического дискурса.
Социальное содержание основных категорий эстетики.
Поиски прекрасного. Природа красоты – основной вопрос классической эстетики. Прекрасное как процесс, как атрибут развивающейся природы. Прекрасное как идеальное. Антропоморфный принцип бытия прекрасного в природе.
Прекрасное в человеке и обществе. Прекрасное как общественный идеал. Красота внешности и красота человека. Необходимость вглядывания в красоту.
Ответственность человека и художника перед прекрасным. Прекрасное как выразительная полнота исторического бытия человека. «Умные места» человеческой истории.
Комическое как выражение драматизма человеческой жизни в обществе. Комическое и смешное. Явление а-комедии. Конфликт реальности и идеала – основа драматизма комического. Комическое – необходимый момент развития человека и общества. Революционная миссия комического. Ирония истории и ирония судьбы. Смех разрушительный и созидающий. Комическое в основе мироздания.
|
|
Трагическое как продукт столкновения идеалов с реальностью. Трагедия и смерть. Явление а-трагедии. Катарсическая природа трагического переживания. Трагедия в истории человечества: революционная трагедия, трагедия победителей и побежденных. Понятие трагической вины. Образ трагического героя.
Искусство и цивилизация. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства.
Пространственные и временные границы искусства. Исторические истоки искусства и возможность его «смерти».
Проблематичность существования внеэстетических социальных функций искусства. «Чистое искусство» и декаданс. Философская, метафизическая природа проблемы взаимоотношений искусства и жизни. Взаимная ответственность искусства перед жизнью и жизни перед искусством.
Искусство и историческая эпоха. «Дух времени» в художественной форме.
Проблема прогресса в эстетике и искусстве.