Американские психологи Крегер и Тьюсон, опираясь в своих исследованиях на типологию личностей опубликовали книгу «Типы людей и бизнес», в которой связали типы людей и факторы, и условия, благоприятствующие достижению успеха в работе.
ТИП Е — ЭКСТРАВЕРСИЯ
Общительный, Взаимодействие, Внешнее проявление, Широта взглядов, Экстенсивное расходование энергии, Обширные связи, Внешнее проявление эмоций, Сначала говорят, потом думают, Не любят уединения, Любят получать публичную похвалу.
ТИП I — ИНТРОВЕРСИЯ
Замкнутый, Сосредоточенный, Внутренняя жизнь, Глубина, Ограниченная внутренняя реакция, Сохранение энергии, Сначала думают, потом говорят, Любят уединение, Похвала настораживает.
ТИП S - СЕНСОРНЫЙ, РЕАЛЬНЫЙ
Закономерный, вр.настоящее, реалистичный, конкретный, трудная работа, Факты, Земной, Практичный, Точный, Есть реальные факты -есть предмет для обсуждения.
ТИП N — ИНТУИТИВНЫЙ Случайный, вр. Будущее, Концептуальный, глобальный, общий, Вдохновение, Теории, взаимосвязи, Парящий в облаках, Оригинальный, Общее впечатление, Что было бы, если бы..
ТИП Т — МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ
Объективный, Твердый, Законы, Стоять на своем, Справедливый, Четкость, аналитический, Установка, Беспристрастный
Тип f - чувствующий
Субъективный, Мягкосердечный, Обстоятельства, Убеждение, Гуманный, Гармония, Чуткий, Общечеловеческие ценности, Причастный
ТИП J - РЕШАЮЩИЙ
Урегулирование, Решено, Неменяющийся, Управлять, Закрытость, Спланированный,
Структура, Определенный, Предельный срок
ТИП Р — ВОСПРИНИМАЮЩИЙ
Нерешенность, «Поживем-увидим», Гибкий, Адаптироваться, Открытость, Неокончательный, Поток, Ориентировочный, «Что еще за срок»
Интерпритация этики типами личности по Крегору и Тьюстону и рекомендации по этике деловых отношений:
Тип | Интерпретация | Если вы этот тип | Если другой этот тип |
Экстраверт (Е) | испытывает огромную потребность контролировать поведение всех окружающих | выслушать человека, не перебивать, не ввязываться в спор, не спешить давать поверхностные советы Если другой — тип Е, помогите ему определиться | помогите ему определиться, задав конкретные вопросы |
Интроверт (I) | непрестанно контролирует себя и ближайших родственников, для представителей этого типа этическая ответственность — внутренний процесс, девиз — «Будь верен себе»; | проявите внимание к переживаниям другого, посочувствуйте, но не уносите чужие проблемы с собой, не переживайте их наедине | ему трудно делиться мыслями. Следует ему помочь раскрыться, создать соответствующую атмосферу. Если экстраверт склонен к преувеличениям, то интроверт — к преуменьшениям |
Сенсорный (S) | явление конкретное, сиюминутное, имеющее отношение к конкретному событию и требующее решения в настоящий момент | не давайте другим отклоняться в сторону, требуйте подробностей, фактов, убедитесь, что вопрос решаем, а проблема — в вашей компетенции | он может воспринять этическую ситуацию вне контекста, не заметить вариантов, интерпретировать ситуацию негативно. Задача — показать, что не все плохо, вернуть его на твердую почву |
Интуитивист (N) | видит в этике часть большой системы, связанной с представлениями об истине и принципах; этика относительна, любую ситуацию нужно рассматривать в контексте | обращать внимание на масштабные картины, преобразователи мира и способны увидеть перспективу в ситуациях, которых другим кажутся безнадежными. | он уже много чего напридумывал вокруг проблемы. И ваша задача — помочь ему разобраться, не оторвался ли он от действительности |
Мыслительный (Т) | видит в этике объективные принципы, за нарушение которых положено наказание, а если ктото не может жить но правилам, с ним нужно разобраться | помогая другим разобраться, к чьей компетенции относится проблема, а тж помочь сохранить объективность, реализм | Следует ему напомнить: какими последствиями для др черевато его решение |
Чувствующий (F) | видит в этике результат отношений между людьми, правильное или неправильное поведение должно быть измерено с помощью личной системы ценностей (субъективно | постарайтесь не спасать другого от этической проблемы и не брать ее целиком на себя. Не следует навязывать другим свою систему ценностей. Не отказывайтесь от своих ценностей | В ситуации этической проблемы, он м.б противоречив, следует помочь ему разобраться |
Решающий (J) | воспринимает этику в чернобелом варианте: если она есть, то уже нечего больше обсуждать | Избегайте стремления разделаться с ситуацией и с виновными быстро, лучше продумать план | н придет к вам с уже готовым планом — пакетом решений, которые вы должны, по его мнению, одобрить. Нужно спорить с ним, предложить другие варианты |
Воспринимающий (Р) | всегда сомневается даже в тех этических вопросах, в которых раньше был уверен: новые данные могут привести к пересмотру даже его фундаментальных этических норм. | не дать другим рубить сплеча, то есть не допустить, чтобы другие приняли поспешные решения, о которых придется пожалеть. Покажите альтернативы, умейте вовремя остановиться, дайте сказать другим | он преподнесет вам этическую проблему в туманном виде, возможно, вкупе с другими делами. Следует помочь ему сосредоточиться на истиной проблеме, довести дело до конца |