Этика – система правил поведения, регулирующих общественную жизнь.
Этика – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в общественной жизни.
Этика – исследование сущности, целей и причин нравственности.
Мораль – совокупность норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения в обществе.
Мораль – свод незакрепленных письменно правил и норм поведения в обществе.
Моральный переводиться как нравственный, тк нравственность – это совокупность качественных характеристик. Под этикой понимали соотв область знания, а под моралью изучаемый ею предмет.
Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью, сами поступки, их объективную сущность.
В соотв с такой языковой традицией под нравственностью часто понимают высокие основополагающие позиции. Под моралью наоборот конкретные исторические очень изменчивые нормы поведения.
Мораль – совокупность норм поведения человека. В содержание входят: нравственность, взгляды, чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков.
Основания на к-рых держится мораль:
1) традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы.
2) Опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
3) мораль основывается на сознательности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов, добровольность поведения.
Соотношение понятий этика и мораль.
«этика» и «мораль» близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимо дополняемы (мы часто используем морально-этические нормы).
первое размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой – совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (мораль).
Соотношение этики и морали в их исторической динамике можно интерпретировать двумя прямо противоположными способами, в зависимости от принятой методологической установки: либо этику рассматривать как составной элемент совокупного морального сознания, его высший (рациональный) слой, т.е. как самосознание морали, как моральную («практическую») философию, – либо мораль рассматривать как «предмет» или «объект» этических изысканий и построений. Оба этих истолкования мирно сосуществуют в современной моральной философии.