Эстетика/ Естетика

План

1. Возникновение эстетики, двупредметность эстетической науки.

2. Принципы систематизации эстетических категорий.

3. Эстетические категории.

4. Практическое значение эстетики.

Эстетика – это наука об общих законах художественного освоения и познания действительности, развития искусства, его роли в жизни общества. Она охватывает всю сферу человеческих чувств, изучает отношения между человеком и миром, влияет на формирования эстетического сознания. Изучение эстетики предполагает освоение эстетических знаний в совокупности с овладением информации из истории культуры, литературы, искусства, общей истории, психологии.

Эстетика, таким образом, рассматривает чувственный аспект вос­приятия человеком реальности, придает особенное значение его способности воспринимать и познавать мир посредством органов чувств, прежде всего зрения и слуха. Поскольку одним из средств та­кого чувственного познания реальности является искусство, то эсте­тика является областью знания, близкой к искусствоведению

Предметом эстетики яв­ляется человеческая чувственность, ответственная за целостное, образ­ное постижение человеком мира.

1ч. «Эстетика как культурнотворческая наука»: предполагает знакомство с эстетическими теориями, что зародились в эпоху рабовладельческого строя, трудами древнегреческих мыслителей, учеными эпохи средневековья, гуманистическими произведениями философов эпохи Возрождения, французских просветителей и представителей немецкой классической философии 18-19ст., достижениями современной эстетико-философской мысли.

Основные категории эстетики:

- прекрасное и отвратительное;

- трагическое и комическое;

- возвышенное, героическое.

2 ч. «Искусство в структуре эстетической науки». Эта часть эстетики дает возможность раскрыть основные теоретические проблемы курса. Рассматриваются предмет и функции искусства, его структура; раскрываются главные искусствоведческие понятия: образ, содержание, форма, стиль, метод; изучается видовая специфика искусства, его особенности, проблемы синтеза.

Эстетика (от греч. aisthetikos – «чувственный», «способный чувствовать») – наука о становлении чувственной культуры человека, об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их происхождения, восприятия, оценки и усвоения. Это выплывает из органического единства двух ее своеобразных составных:

1. эстетическое как проявление ценностного становления человека к действительности.

2. художественная деятельность человека.

Составные эстетики взаимосвязаны, но и относительно самостоятельные.

Первая часть эстетики рассматривает природу, специфику и творческий потенциал эстетического, а также эстетические категории. Вторая часть эстетики исследует художественную деятельность человека, ее структуру и функциональную своеобразность, природу художественного таланта, видовую, жанровую, стилевую самобытность искусства.

В истории эстетической мысли сложились две крайние позиции по поводу взаимоотношений эстетики и искусства: 1. абсолютизация нормативности, когда эстетику трактуют как науку, которая настойчиво рекомендует художнику каноны, правила, которые выведены из философии и политики;

2. эмпиризм, когда считается, что эстетика должна идти за фактами искусства и только констатировать их.

Действительно, эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства; ее выводы имеют силу объективных законов, нарушение которых ведет к отстранению от природы и заданий искусства. Однако, законы искусства тоже не абсолютны, а относительны, историчны. Великий художник, хоть и не может сломать законы, раздвигает установленные рамки творчества, вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом коррективы. При этом новаторство всегда опирается на традиции. Таким образом, эстетика обобщает опыт искусства, теоретически обосновывает и поддерживает все действительно новое в нем.

Эстетика как наука - это система законов, категорий, общих понятий, отображающих в свете определенной общественной практики существенные эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности социального бытия и функционирования искусства, восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.

История становления эстетической науки – это процесс поиска адекватного соотношения между обозначенными частями. Функцию моста исполняют такие понятия: «прекрасное», «совершенное», «гармония», «ценность», «философия» искусства. На протяжении столетий эстетика существовала как «наука о прекрасном», «наука о совершенстве», «наука о законах развития искусства». Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в природе и в искусстве, выдвигает некоторые критерии прекрасного. Эстетика присутствует в работе, художественном творчестве, быте, в сфере деятельности, она формирует в человеке творческие основы и способность воспринимать красоту, наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. Искусство существует как вид эстетического познания и эстетической деятельности. Признак искусства: произведение искусства - созданная художником в процессе творчества эстетическая ценность. Благодаря искусству как творчеству и искусству как восприятию складывается феномен сотворчества, которое имеет чрезвычайные возможности по усовершенствованию внутреннего мира человека, пробуждению интереса к творчеству, гармонизации общества и межчеловеческих отношений.

Понятие «эстетика» - чувственный, от греческих терминов «эстономай» - чувство, процесс выработки своего отношения к предмету, его качественная оценка и желание повторить воспринятое. Позднее эстетика начинает осмысливаться через более широкие понятия: «совершенное», «пропорциональное», «эстетическое», «гармоничное». История эстетической науки берет истоки из античных времен. Впервые появилась в текстах древнегреческой философии, философии Древнего мира. Известным эстетиком Древней Греции был Аристотель. Он создал знаменитую «Поэтику» - книгу о сущности искусства и его разделение на роды и виды. «Поэтика» Аристотеля стала основой для всех последующих учений о природе искусства. В основе системы Аристотеля лежала теория мимезиса (имитации). Согласно Аристотелю, искусство имитирует разнообразие явлений действительности (объект) с помощью красок в живописи, слов в литературе, камня – в скульптуре (материал), через зрительные – в живописи, звуковые – в музыке образы (способ) во имя калокагатии – гармонического единства этического и эстетического влияния на зрителя (цель). Значительный вклад в формирование теоретической эстетики был сделан Гегелем. По его мнению, художественный процесс – это часть мирового процесса. Первая стадия – господство формы над духом, содержанием – символический этап развития искусства (Древняя Индия, Египет) - архитектура. Такое соотношение духа и материи свойственно «комическому» как эстетической категории. Вторая стадия – классическое искусство – гармония духа и материи, содержания и формы. Эта гармония характерна для скульптуры и живописи. Она характерна ведущей категории «прекрасное». Далее наступает романтический период – содержание начинает господствовать над формой, что фиксируется в категории «возвышенность», а также в музыке и литературе как видах искусства. Эстетика как самостоятельная наука утвердилась только в 18 ст. Немецкий просветитель Баумгартен определил эстетику как теорию чувствен­ного познания человеком окружающего мира, это наука о совершенном в мире явлений, о совершенстве чувственного познания.

Эстетическая деятельность – деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Универсальной формой эстетической деятельности - творчество по законам красоты. Эстетическая деятельность включает в себя:

· практическую (садово-парковая, дизайн);

· художественно-практическую (карнавал, свадебный обряд, похороны, этикет);

· художественно-творческая (произведения искусства);

· художественно-рецептивная (восприятие произведения);

· рецептивно-эстетическая (восприятие красоты реального пейзажа);

· духовно-культурная (создание идеалов собственного вкуса, выдвижение вкусовых суждений, оценок);

· теоретическую (создание эстетических концепций и взглядов).

Формы эстетической деятельности:

· Эстетическое восприятие и представления – духовно-практическое присвоение человеком общечеловеческого в реальном мире.

· Эстетические впечатления – память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании существенного.

· Эстетические вкусы – это система эстетических предпочтений и ориентаций, которые основаны на обобщенной творческой переработке исторически обусловленных эстетических впечатлений.

· Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которые становятся целью, критерием и вектором деятельности человека в преобразовании мира и сотворения культуры.

· Эстетические концепции – теоретически осмысленный в свете определенного мировоззрения и приведенный в научную систему исторический опыт эстетической деятельности людей.

· Эстетические взгляды – система эстетических концепций, господствующий в данном обществе.

Совокупность художественной деятельности, ее продуктов (творчество, произведения искусства), заведений, которые управляют этим процессом (министерства, комитеты, отделы, управления), а также институтов, которые обслуживают этот процесс, готовят кадры художественной интеллигенции (художественные высшие учебные заведения, училища, студии, школы) и обеспечивают социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы), составляют художественную культуру общества.

Эстетические категории систематизируются и имеют свои принципы. Первый аспект систематизации эстетических категорий -общеметодологический. Прошлое понимается как временная характеристика объективной реальности, которая неотделима от движения этой реальности. Это и материальная, и социальная, и духовная деятельность человека. Специфичность истории эстетики – продукт исторической эстетической практики человека.

Эстетическая практика – это предметно-идеалистическая деятельность, которая включает в себя создание предметов материальной, и духовной культуры, а также осмысление ее на уровне теоретического сознания и в системе эстетических категорий. История эстетики должна быть и историей эстетической практики, зафиксированной в предметных (материальных) и духовных (идеальных) структурах человеческой культуры. Этот методологический принцип выявляет место и значение эстетических категорий в истории эстетики.

Второй важнейший аспект изучения истории эстетических категорий: проблема их научности, объективной интерпретации. Основой интерпретации может быть только современное научное понимание предмета эстетической науки. Этот принцип особенно важен для исторического исследования. В своей сущности он носит ретроспективный характер, или идет от последствий к причине, от настоящего к прошлому, от более развитого феномена к менее развитому – историческому. Проблема презентативности историко-эстетического исследования стала предметом серьезного изучения в науке.

Современное определение теоретической эстетики включает в себя изучение:

· творческо-преобразовательная практика эстетического субъекта, выраженная через эстетическую деятельность и сознание, а также через систему ее категорий;

· наиболее общие, универсальные законы художественного творчества и искусства.

В истории эстетики на разных этапах развития можно выявить два основных типологических подхода к определению сущности эстетических категорий:

1. понимание категорий как возрождение субъективных состояний и особенностей;

2. понимание категорий как узловых моментов отображения объективного.

По Аристотелю – это отображение единства и социально-духовной практики человека.

Например, если своеобразие системы эстетических категорий определяло – «прекрасное», то вся система эстетических категорий базируется на данной категории и, конечно, это влияет на всю систему эстетических категорий.

Центральной категорией эстетики, которая характеризует явления, которым свойственна высшая эстетическая ценность, является категория «прекрасное». Все разнообразие теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам:

· прекрасное – печать или воплощение Бога (или абсолютной идеи) в конкретных вещах явлениях (Платон, Ф.Аквинский, Гегель и т.д.);

· действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты – в душе индивида;

· прекрасное – результат соотнесения особенностей жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни (Сократ, Аристотель, Чернышевский);

· прекрасное – природная особенность явлений природы (вес, цвет, форма и т.д.);

· прекрасное – объективные явления с их природными качествами, втянутые общественным производством, практикой в сферу интересов человека.

Прекрасное является объективным, поскольку зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человечества. Прекрасное социально, поскольку обусловлено производством, которое втягивает весь окружающий мир в сферу деятельности людей и ставит каждый предмет в определенные отношения с человечеством.

Если прекрасное – позитивная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество свободно владеет в полной мере, то «возвышенное» - эстетическое свойство предметов, которое имеют позитивное значение для общества и содержат в себе значительные, еще не освоенные силы. К восприятию возвышенного может примешиваться эстетически негативные эмоции, и даже боязнь. Различают два вида возвышенного: возвышение величия, силы человека или наоборот подавление, гнобление. Поскольку из-за своей колоссальности и масштабности возвышенные явления не могут быть сразу усвоены, то относительно их человек не может быть свободным. Прекрасное – сфера свободы, возвышенное – сфера несвободы человека.

Антиподом прекрасного выступает безобразное, которое представляет собой эстетическую особенность предметов, природные данные которых на современном уровне развития общества и его производства имеют негативное общечеловеческое значение, хотя и не несут для человечества серьезной угрозы. Крайняя ступень безобразного – категория «подлость»/ «низость», представляющие угрозу для человечества, потому что не освоена, не покорена, бесконтрольна.

Практическое значение эстетики проявляется в создании эстетических ценностей – произведений искусства, воспитании и формировании эстетического сознания, практическом значении межпредметных связей эстетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: