Мораль и нравственность. Предмет этики и этикета делового общения. Нравственные основы деловых отношений. Задачи и цели делового общения. Координация и гармонизация интересов. Этические средства и морально оправданные цели. Необходимость этической рефлексии, оправдывающей мотивы вступления в деловое общение. Элементарные этические требования к деловому общению: вежливость, простота, достоинство, тактичность, общительность, естественность, доброжелательность, лаконизм.
Этикет как система табу, иерархий, конвенций. Нравственность и этикет. Нравственные проблемы в этикетном общении. Этикет как знаковое, символическое, ритуализованное поведение. Виды этикета: этикет в общественных местах, застольный, служебный, научный, медицинский, деловой, служебный, дипломатический, спортивный этикет. История делового этикета (придворный церемониал, „ Генеральный регламент” Петра 1, правила Г.Форда и Д,Карнеги, „Центр этических проблем” в США). Функцииделового этикета (формирование правил, способствующих взаимопониманию; удобство; целесообразность; практичность).
|
|
Единство морально-этической и эстетической сторон деловой этики и этикета. Этика и этикет делового общения как единый конгломерат.
Семинарское занятие 1. Моральное регулирование в деловом
общении – 2 часа
1. Общение и коммуникация.
2. Мораль и нравственность. Наука этика.
3. Характеристика и кодекс делового человека.
Обязательная литература
1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.,1990. С.3-22.
2. Ботавина Р.Н. Этика делового общения. М.,2005. С.3-15.
3. Деловое общение. Деловой этикет. М.,2004. С.5-44.
4. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. Этика деловых отношений.
Н.Новгород, 2005. С.7-33.
5. Кибанов А.Я.. Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика делового общения. М.,
2005. С.274-297.
6. Кукушкин В.С. Деловой этикет. М.- Ростов н/Д,2005. С.6-29.
Дополнительная литература
1. 30 главных правил делового этикета. М.-Мн.,2007. С.6-9.
2. Шепель В.М.Секреты личного обаяния. М.,1994. С.7-58.
Примерные вопросы для обсуждения
1. Какая форма общения как взаимодействия наиболее продуктивна –
ориентация на контроль или ориентация на понимание?
2. Какой этап в общении принципиально важен и почему?
3. Каковы могут быть последствия несоблюдения делового этикета?
4. Можно ли что-либо добавить в кодекс делового человека, сформулирован-
ный в начале 20 в.? Обоснуйте ответ.
Темы для самостоятельной работы
1. Мораль в общении и коммуникации.
2. Роль нравственных ценностей в норм в деловом общении.
3. История делового этикета.
4. Концепция делового общения Д.Карнеги.
Раздел 2. Этика речевого взаимодействия и
Невербальные средства общения