Тема 11. Этическая рефлексия Нового времени

Отделение морали от теологии, саморефлексия и скептицизм моральной личности в этическом эмпиризме М. Монтеня.

Отражение поисков универсального метода познания в рационалистической этике Р.Декарта. Натуралистическое обоснование мотивов человеческой деятельности, выраженное в учении о «страстях». Нравственный дуализм в учении Р.Декарта.

Развитие рационалистического метода в этике Б.Спинозы. Отрицание свободы воли и выбора индивида в пантеистическом мировоззрении философа. Роль аффектов и страстей. Интерпретация добра и зла в контексте утилитаристской ориентации. Познание как основание свободы и нравственного совершенствования личности.

Объединение эгоистических интересов и ценностей индивидов во всеобщие интересы и ценности как нравственная парадигма Нового времени: преодоление врожденного эгоизма, конкуренции, индивидуализма на основе «общественного договора» в этических концепциях английских мыслителей (Ф.Бэкон, Т.Гоббс); преломление индивидуальных интересов через призму общественной пользы в концепции «разумного эгоизма» французских материалистов (Гельвеций, Гольбах); преодоление конфликта между нравственными обязанностями и счастьем человека в этике прав человека (французская Декларация прав человека и гражданина 1789г.); роль государства в реализации идеалов «естественного состояния»: Свободы, Равенства и Братства, пантеистическое обоснование альтруизма в этической концепции Ж.Ж.Руссо.

Этические воззрения представителейнемецкой классической философии.Моральная философия И.Канта – кульминационный этап развития этики Нового времени. Поворот от этики внутреннего убеждения к социально содержательной теории морали на основе принципа историзма, соотношение понятий «мораль» и «нравственность» в этической концепции Г.В.Ф.Гегеля.

Социально-исторический подход к пониманию морали в марксистской этике.

ТЕМА 12. НОВАТОРСКАЯ ЭТИКА И.КАНТА

Утверждение автономии и самоценности морали, обоснованной априорными принципами человеческого разума.

Теория морали Канта как «этика долга». Понятие «автономной доброй воли» и ее роль в раскрытии содержания всеобщего нравственного закона. Понятие «категорического императива». Императивы гипотетические и категорический. Проблема «легального» и «морального» в этике И.Канта. Формулировка категорического императива и его практических постулатов. Абсолютизм и формализм этики Канта.

Тема 13. Этические теории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: