Теория «естественного права» и ее революционная трактовка как основа этических построений А.Н.Радищева. А.Н.Радищев о роли воспитания, о значении труда и искусства в процессе нравственного формирования человека.
Обоснование В.Г.Белинским главенствующей роли общества в формировании нравственности. Детерминистическое и диалектическое решение вопроса о нравственной свободе. Осмысление личных и общественных (классовых) интересов как побудительных мотивов нравственности. Обоснование необходимости их сочетания на основе принципа разумного эгоизма. Развитие проблемы единства личного и общественного в этических теориях А.И.Герцена и Н.П.Огарева.
Антропологический принцип, основанный на признании единства законов природы и человеческой натуры как исходный момент этической теории Н.Г.Чернышевского. Соотношение этических категорий «польза», «добро», и «разумность». Отражение проблемы соотношения общественных и личных интересов в теории «разумного эгоизма». Роль просвещения в формировании общественного интереса. Осмысление нравственного идеала и воплощение его черт в «новом типе» людей. Единство нравственных и эстетических идеалов.
|
|
Особенности интерпретации моральных проблем в теории «анархического коммунизма» П.А.Кропоткина. Осмысление и развитие идей марксизма в этических построениях Г.В.Плеханова и В.И.Ленина.
Идеалистическая ветвь русской этической мысли.
Гуманизм и иррационализм как наиболее характерные черты этических исканий русских мыслителей – идеалистов. Особенности моральной рефлексии в религиозной философии Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
Тема 15. Этический иррационализм Н.А.Бердяева