Тема 10. Этика итальянского гуманизма

Антропоцентризм как противопоставление средневековому теоцентризму – важнейшая особенность гуманистического мировоззрения и этической рефлексии эпохи Возрождения. Трактат Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека» о роли человеческого разума в процессе творческого преобразования мира.

Тенденции гедонизма и утилитаризма в этике наслаждения Лоренцо Валлы.

Идеи логического и исторического единства происхождения морали и государствав натуралистической этике Никколо Макиавелли. Проблемы взаимодействия морали и политики. Обоснование необходимости насилия для противостояния насилию. Проблема моральной мотивации в этике Макиавелли. Материальный интерес и честолюбие как критерии морального выбора. Идея подчинения моральных критериев политическому идеалу.

Отрицание религиозных моральных стимулов в трактате Пьетро Помпонацци «О бессмертии души». Противопоставление нравственного достоинства человека страху наказания или надежде на посмертное воздаяние. Обоснование необходимости разделения морали: светской – для избранных и религиозной, основанной на страхе – для толпы.

Принцип самосохранения как критерий добра и зла в этике Бернардино Телезио. Познание мира и приобретение власти над природой как высшая цель человеческой деятельности.

Этическое учение Джордано Бруно – высшее достижение этической мысли Возрождения. Преодоление теологического понимания Бога и рассмотрение его как единства самой природы (пантеизм). Интерпретация добродетели как свойства человеческой природы и практики. Идеи синтеза индивида и социума на основе творческой деятельности человека во имя общественных идеалов.Активная творческая деятельность человека как нравственный долг, движение от «звериного» к «божественному». «Героический энтузиазм» как нравственный идеал Дж.Бруно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: