Этической мысли в России

Истоки нравственности древних славян дохристианского периода. Роль природы, социальной структуры древнеславянских племен и характера их деятельности в формировании языческих представлений о добре и зле. Развитие нравственных представлений на Руси после принятия христианства. Роль переводной литературы в формировании этического учения в Древней Руси. «Источник знания» Иоанна Дамаскина и его учение о свободе воли и ответственности человека. Интерпретация и адаптация этических воззрений Античности и европейского Средневековья в сборнике нравственных наставлений «Пчела» и «Изборнике 1076 г.».

Отражение социальной иерархии в этической проблематике произведений, созданных в Древней Руси. Идеализированный образ князя в «Поучениях» Владимира Мономаха. Противопоставление «светского» содержания его нравственных правил религиозно-аскетическому пониманию «праведной» жизни.

Тема патриотизма и единства русской земли в произведениях Киевской Руси. Теологическое понимание историко-социальных тенденций как борьбы добра со злом в «Повести Временных Лет». Поэтическое воплощение историко-этической концепции «Повести ВременныхЛет» в «Слове о полку Игореве»; социально-патриотический смысл категорий «долг», «честь», «слава». Развитие социально-этической концепции в русской литературе Владимиро-Суздальской, а затем Московской земли («Повесть о нашествии Батыя», «Задонщина», «Слово о погибели русской земли» и др.).

Отражение религиозно-аскетического направления этической мысли в поучительной литературе русского Средневековья. «Моление» Даниила Заточника.

Развитие этических идей во второй половине ХV-ХVI в. Религиозно-нравственная проблематика в сочинениях Нила Сорского: учение о страстях и обоснование проблемы нравственного самосовершенствования с позиций религиозного индивидуализма. Гуманистическая тенденция в понимании нравственного мира человека в социологической концепции И.С.Пересветова. «Домострой» Сильвестра как отражение нравственных принципов и этических взглядов, сложившихся в русской средневековой (преимущественно городской) жизни.

Развитие гуманистических и рационалистических тенденций в этических идеях XVII в.:

– в исторических сочинениях, посвященных событиям «смутного времени» (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев и др.);

– в контексте раскола церкви и старообрядческого движения (Аввакум);

– в русской просветительской философии XVII в. (С.Полоцкий, С.Медведев, Ю.Крижанич).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: