Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка. Обычно склад рассматривают как место хранения запасов; но во многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления продуктов, с одной стороны, и потребления – с другой. На складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.
Современный крупный склад представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из множества элементов и различных подсистем (комплекс зданий, совокупность перерабатываемых грузов, система информационного обеспечения и т.д.), имеющих определенную структуру, объединённую для выполнения конкретных функций по преобразованию материальных потоков.
В своих целях и задачах склад ориентируется на оптимизацию логистической системы, элементов которой он является, и должен адаптироваться к любым изменениям этой системы, связанным с накоплением, грузопереработкой, распределением грузов и обслуживанием клиентов. Склад представляет собой сложную техническую систему и должен рассматриваться не изолировано, а лишь как составная часть интегрированной системы логистики, которая формирует организационные, технические и экономические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки грузов.
Основным назначением складов на предприятиях являются:
§ накопление необходимых запасов топлива, сырья, материалов, изделий и т.п.;
§ обеспечение сохранности материальных ценностей;
§ осуществление рациональной организации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ с минимальными затратами труда и денежных средств;
§ правильное использование складских площадей и объемов и рациональная эксплуатация внутрискладского оборудования;
§ осуществление надлежащей подготовки материальных запасов к производственному потреблению;
§ организация доставки ресурсов к местам потребления;
§ содействие правильному расходу материалов, рациональному использованию отходов, а также тары и др.
Площади на товарных складах обычно делят на помещения основного производственного назначения и вспомогательные. Первые служат для выполнения основных технологических операций, в том числе хранения товаров, экспедиции и переработки. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также различных служб и иных целей. При составлении проекта склада полезно знать функции, которые несут различные зоны, уметь оптимизировать их параметры и место расположения, определять эффективность работы.
Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования в и обеспечения условий полной сохранности груза. Такой принцип внутренне планировки зон склада позволяет поддерживать поточность и непрерывность складского технологического процесса.
На планировку структуры помещений склада существенным образом влияет само содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливают состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их взаимное расположение.
Рассмотрим планировку наиболее распространенного вида склада – склада общего пользования (рис.6.1)
участок разгрузки – железнодорожная рампа | ||
приемочная экспедиция (736,6 м2) | участок приемки (736,6 м2) | |
ЗОНА ХРАНЕНИЯ (1262,7 м2) | ||
отправочная экспедиция (736,6 м2) | Участок комплектования (736,6 м2) | |
участок погрузки – автомобильная рампа |
Рис.6.1. Принципиальная схема склада
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах выделяют следующие основные зоны:
· зона разгрузки транспортных средств, которая может располагаться как внутри, так и вне помещения;
· экспедиция приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству;
· основная зона хранения;
· зона комплектования заказов;
· экспедиция отправки товара;
· зона погрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения и комплектования. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами.
Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукции отводится основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади приходов. К зоне хранения должна примыкать зона комплектования заказов. Эту зону в свою очередь следует располагать рядом с экспедицией по отправке единиц хранения.
Зона разгрузки товара (на схеме – железнодорожная рампа) используется для механизированной и ручной разгрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству и кратковременного хранения товара до передачи его в экспедицию приемки товара.
Экспедиция приемки товара (может размещаться в отдельном помещении склада) служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара, его временного хранения до передачи в зону основного хранения склада.
На участке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара или в основном помещении склада) происходит формирование мест хранения. Товар в эту зону может поступать из экспедиции приемки товара или с участка разгрузки.
В зоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции по хранению товара.
В зоне комплектования (может размещаться в основном помещении склада) осуществляется формирование единиц транспортировки потребителям, содержащих подобранный в соответствии с заказами необходимый ассортимент товара.
Экспедиция отправки используется дли приемки товара экспедитором (получателем товарной партии), а также для кратковременного хранения подготовленных к отправке грузовых единиц.
В зоне погрузки (на схеме – автомобильная рампа) происходит ручная и/или механизированная загрузка транспортных средств.
Основным компонентом складской площади является грузовая площадь Sгр – площадь, непосредственно занятая хранимыми товарами. В общем случае она должна занимать не менее 30% от общей площади склада.
Определим основные параметры склада.
Рассчитываем необходимую грузовую площадь для прогнозируемого размера партии поставки, определенной ранее: q =993,72т.
Определяем объем товарного запаса, планируемый на складе (Z):
(6.1) |
где m – вес груза в коробке, кг. Принимаем m=30кг.
l, b, h – габаритные размеры коробки, м. Принимаем:
l= 0,3м;
b= 0,2м;
h =0,2м.
Подставив эти значения в формулу (6.1), получим:
(м3).
Определяем количество паллетомест для размещения этого объема:
(6.2) |
где, Vпалл - объем стандартной паллеты
Vпалл= 1м3
Кнп – коэффициент наполненности паллетомест.
Кнп= 0,75.
Кнер – коэффициент неравномерности загрузки склада; определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада.
В проектных расчетах Kнер принимают равным 1,1…1,3.
Кнер =1,25.
Подставив данные значения, получим:
, округляем до целого значения, получаем число паллетомест – 663.
Определяем норму грузовой площади на одно паллетоместо:
(6.3) |
где, s – норма грузовой площади на одно паллетоместо, м2/паллет;
s=0,29м2/паллет, тогда:
Sгр =663*0,29=192,27 (м2)
Наконец, определяем общую площадь склада:
(6.4) |
Кгр – коэффициент грузовой площади; отражает эффективность использования грузовой площади склада, зависит от способа хранения (k =0,7-0,75 – хранение в штабелях, k =0,3-0,4 – на стеллажах)
Кгр =0,3.
(м2).
После проведения всех расчетов и определения общей и грузовой площадей склада, составляется масштабная схема склада с отображением всех функциональных зон.