Тема № 6. Правовое государство

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Аристотель считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством.

Значительный вклад в разработку концепций правового государства в XVI-XVIII веков внесли английские философы Т. Гоббс, Д. Локк, французские философы Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, немецкие философы Г. Гегель, И. Кант. И. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правого государства, центральное место в которой занимает человек-личность, верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан государства, которое выступает как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Концепция правового государства Г.Гегеля и И.Канта отстаивает идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола государства. Их выводы оказали значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно – правового строительства цивилизованного общества.

Понимание правового государства как особого состояния государственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственному праву в первой половине XIX века в трудах К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Л. Штайна и др.

Развитие теории правового государства во второй половине XIX века, в XX веке также отражены в трудах русских мыслителей, среди них Д.И. Писарев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, Н.М. Муравьев. В работах видных правоведов и философов дореволюционного периода тема правового государства находит отражение в трудах М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Б.Н. Чичерина, Н.И. Бердяева и некоторых других ученых.

В 20-30-х годах вопрос о правовом государстве активно критиковался в советской научной и учебной литературе вплоть до конца 80-х годов. Официальный курс на построение правового государства в СССР был взят на XIX конференции КПСС в 1988 году. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является правовым государством. Однако формальное провозглашение государства правовым, закрепление этого положения в Конституции, недостаточно. Мало только провозгласить то или иное государство правовым. Необходимо обеспечить «содержательную» сторону такого государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и их реализацию на практике. В Российской Федерации пока еще не завершен процесс становления правового государства, сегодня оно предстает как лозунг, принцип, цель, которую необходимо достигнуть.

Правовое государство организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство обладает теми же признаками, которые присущи любому государству. Однако следует обратить внимание на характеристику некоторых особенностей правового государства, которыми являются:

1) признание человека высшей ценностью, целью государства, а не сред­ством решения тех или иных государственных проблем;

2) признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

3) законность во всех сферах жизни (основанность действий государства, его органов, партий, организаций, юридических лиц, граждан на кон­ституции, законах, подзаконных актах);

4) верховенство и прямое действие конституции;

5) внешний и внутренний суверенитет государства;

6) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принци­пам и нормам международного права (либо прямое действие междуна­родных норм);

7) сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права; разделение властей;

8) высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

9) контроль общества за властью, наиболее действенным способом кото­рого являются регулярные, свободные, демократические выборы на­родом органов государственной власти всех уровней;

10) недопущение монополизма в политике и экономике;

11) единство прав и обязанностей граждан;

12) взаимная ответственность человека и государства;

13) наличие развитого гражданского общества.

Исходя из определения правового государства, можно выделить следующие основные принципы правового государства:

1) верховенство закона и господство права;

2) самоограничение государственной власти;

3) юридическое равенство граждан перед законом;

4) взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Главной ценностью правового государства являются права и свободы личности. Под основными (конституционными) правами и свободами человека понимается установленная и обеспеченная государством, закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому человеку избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами, как в личных, так и общественных интересах.

Права и свободы человека в России классифицируются по степени их значимости и сферам распространения на следующие группы:

1) физические права, которые обеспечивают существование человека как биосоциального организма. В эту группу входят такие права как – право на жизнь, на физическую неприкосновенность, выбор места жительства, неприкосновенность личной жизни, общественно необходимый уровень благосостояния, медицинское обслуживание и социальное обеспечение;

2) личные права, которые обеспечивают возможность сбережения и развития индивидуальных особенностей личности, его мировоззрения и нравственного облика. Это такие права как – право на имя; на личный, индивидуальный облик; право на защиту чести, достоинства, доброго имени, деловой репутации; свобода мнений, слова и совести;

3) экономические права. Они обеспечивают возможность трудовой занятости, безопасной трудовой деятельности и отдыха, а также пользование собственностью. К этой группе относятся: право труд, на безопасные условия труда, на переобучение и переподготовку, на отдых, на собственность, на предпринимательскую деятельность.

4) социально-культурные (гуманитарные) права. Они предоставляют возможность доступа к духовным ценностям нации в вопросах их создания, приумножения и эстетического приобщения. Это такие права как – право на обучение, на техническое и художественное творчество, на развитие национальной самобытности, право выбора языка общения, обучения, воспитания и творчества).

5) политические права. Они создают возможность для населения страны принимать участие в политической жизни общества и государства. К этой группе относятся такие права как – право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право), право принимать участие в референдумах, право на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, право на объединение, право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет. Пассивное избирательное право (для занятия некоторых должностей) наступает с более позднего возраста:

21 год - для избрания депутатом Государственной Думы;

30 лет - для избрания главой субъекта РФ;

35 лет - для избрания Президентом РФ.

И активное, и пассивное избирательное право может быть ограничено

только в двух случаях:

· признания лица решением суда недееспособным;

· лишения свободы по приговору суда.

6) Экологические права, которые устанавливают правила взаимоотношения человека с окружающей природной средой. К этой группе относятся такие права как – право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба причиненного экологическим бедствием.

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно от имени государства на основании Конституции РФ судами. Правосудие потому и выделилось в ходе исторического развития из других видов государственной деятельности, что оно специально «приспособлено» для того, чтобы достигались справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делах. Как записано в Конституции РФ, «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст.118). Органы правосудия, являются единственными в государстве органами, компетентные в отношении того или иного юридического дела на основании закона «судить о праве» - признавать правомерность или неправомерность фактов, выносить по ним юридически окончательные с точки зрения права решения. Правосудие строится так, чтобы по каждому делу была установлена объективная истина, торжествовали справедливость и право.

Когда речь идет о законности, необходимо учитывать узкое понимание законности, оно представляет собой строжайшее, неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т.е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Широкое понимание законности, связывается с демократией. Законность здесь может быть охарактеризована в качестве режима общественно – политической жизни, выраженного в требованиях, которые предъявляются ко всему обществу – ко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требование не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам, равенства всех перед законом, обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав, независимого и эффективного правосудия, эффективной работы всех правоохранительных органов.

Все особенности правосудия в его взаимосвязи с правом в полной мере раскрываются в демократическом государстве, они играют существенную роль в формировании и функционировании правового государства.

Тема № 7.Правопонимание в юридической науке

Правопонимание выступает центральной (узловой) темой современной правовой науки, что связано с несколькими аспектами данной теоретико-прикладной проблемы. Во-первых, это вневременной и неразрешимый «статус» права, выступающий сложным социально-юридическим феноменом и закономерно порождающий множественность своего понимания. Во-вторых, постоянное балансирование человеческого сознания и его воплощения в истории всего человеческого развития в поиске между рациональным и иррациональным, действительными и идеальными системами. В-третьих, это динамически развивающиеся общественные отношения в условиях глобализации мира, приводящие к принципиально новым государственно-правовым характеристикам. В-четвертых, политико-идеологический вектор развития государства, который не может не отражаться на сущности права и не задавать тенденций его понимания. В-пятых, необходимость для правосознания правоприменителя располагать сбалансированным, внутренне непротиворечивым правопониманием, без чего невозможна единая и эффективная правоприменительная деятельность. В-шестых, значительный научный потенциал российской правовой науки и его жажда поиска нового в праве в условиях широких плюралистических возможностей.

Правопонимание – это мировоззренческий подход к пониманию сущности права, как относительно самостоятельного компонента в общественной системе. Тип правопонимания зависит от того, какая мировоззренческая основа положена в процесс понимания права. Мировосприятие бытия, в том числе и права, как одной из его сфер, не может быть однотипным, что и предопределило плюрализм типов правопонимания. Наиболее известные из них следующие:

Марксистское понимание права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин), которое отдает предпочтение материальным, а не духовным началам развития общества и основывается на следующих позициях:

1. Доказывается прямолинейная связь права и государства с материальными условиями жизни общества, то есть экономическая составляющая – это основа жизни (базис), а право и государство – это надстроечные явления, «вырастающие» из определенных условий производства;

2. Право, как и государство, – это явления исключительно классовые, они возможны только в классовом обществе и необходимы для выражения интересов господствующего класса;

3. Право, как и государство, – это относительно самостоятельные явления, способные оказывать воздействия на базис (экономические отношения общества), то есть либо стимулировать развитие общества, либо сдерживать его развитие;

4. Основное положение о смене одного класса другим, а, следовательно, и смене одного классового права, другим классовым правом;

5. Присутствует фантастическая идея о преобразовании права в систему регулирования коммунистического общества и отсутствует идея об абсолютной ценности права в развивающемся обществе.

Естественно-правовой (юснатуралистский) тип правопонимания (Сократ, Платон, И. Кант, Р. Штаммлер, А. Н. Радищев, К. А. Неволин, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин и др.). Он основан на оценке прав человека, как присущих ему от рождения естественных возможностях, притязаниях на обладание материальными и духовными благами. Данный тип понимания права выражается в следующих позициях:

1. Существуют права человека принадлежащие ему от рождения и законы, изданные государством. Есть высшее право – это право, которое дается человеку от рождения и превыше его ничего существовать не может;

2. Не каждый юридический закон может соответствовать высшему праву. Если закон не соответствует высшему праву, то он не может вовсе считаться правом;

3. Мораль и право концептуально и в процессе реализации взаимодействуют. Требуется содержательное соответствие юридических норм моральным постулатам;

4. Источник прав человека находится в природе человека. Право не может быть даровано и изъято, по той причине, что оно естественно принадлежит человеку. Задача государства признать, закрепить и гарантировать в законе естественное право человека.

Позитивистский (легистский) тип правопонимания (Т. Гоббс, Д. Остин, Г. Харт, Р. Иеринг, К. Бергбом, Г. Шершеневич, М. И. Байтин и др.), основан на признании в правообразовании исключительной роли государства и который выражается в следующих аспектах:

1. Право и закон отождествляются. Действительное право – это наличное право, выраженное в существующих нормативных правовых актах изданных государством и никакого иного права быть не может;

2. Имеется четкое разграничение права и морали. Так для права имеют значение только юридические нормы, а мораль не имеет значение, то есть право не обязано соответствовать требованиям морали;

3. Источник прав человека находится в действующем законодательстве, которое является доступным для него в силу особого правового статуса – гражданства (подданства);

4. Предметом изучения права являются не абстрактные понятия – справедливость, свобода, братство и т.д., а сам закон, как фундаментальная правовая категория.

Юридический нормативизм (Г. Кельзен). Данный тип правопонимания исходит из того, что сфера жизнедеятельности людей охватывает «мир сущего» и «мир должного». «Мир должного» – это нормативные системы, в том числе и право, который обособлен от «мира сущего». «Мир должного» берет начало в самом себе и выглядит в виде замкнутой системы. В основе этой системы находится – метафизическая, по сути, основная норма, которой должны соответствовать все без исключения другие нормы, которые образуют конституцию, законы, подзаконные акты, административные и судебные решения. Представленная система имеет замкнутый характер, и об истинности правового акта судят по процедуре его принятия.

Психологический тип правопонимания (Л. И. Петражицкий, Н. С. Тимашев, М. А. Рейснер и др.). Право признается, прежде всего, не только как формальная норма закона, но рассматривается как психическое переживание человека связанное с правом, которое носит атрибутивно-императивный характер. Правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного характера, основаны на нормах права установленных государством; переживания интуитивного характера, которые выражены в личностном праве.

Социологическая юриспруденция (Е. Эрлих, Л. Дюги, Р. Паунд, О. Холмс, С. Муромцев и др.). Данный тип правопонимания различает право и закон. Причем, право в законе является только проектом, который предоставляется судье или административному органу для решения конкретного дела. Право, созданное законодателем и которое отделено от правоприменителя – это «мертвое право». Как поступит судья, какое он вынесет решение по юридическому делу – это и есть право, причем право «живое», единственно возможное и верное.

Либертарное правопонимание (В. С. Нерсесянц, В. В. Лапаева). Данный тип правопонимания, ориентирован на различение права и закона и трактовку права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов. Согласно этого типа правопонимания право – это соответствующая принципу формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью применения мер государственного принуждения.

Интегративное правопонимание (П. А. Сорокин, Б. А. Кистяковский, В. Г. Графский, В. В. Лазарев, В. Н. Карташов, В. В. Ершов, А. В. Поляков, Р. А. Ромашов и др.). Этот тип правопонимания является синтезированным, т.е. в нем есть место для всех точек зрения, через которые право понимается и как норма, и как правоотношение, и как правосознание (широкое понимание права). Так по мнениюВ. Н. Карташова право раскрывается как система общеобязательных нормативно-правовых предписаний, обеспеченных мерами государственного и иного воздействия, внешне выраженных в нормативных правовых актах, договорах и других формально-юридических источниках, отражающих идею и состояние свободы и ответственности, справедливость и равенство, гуманизм и общественный порядок, служащих особым, юстициабельным регулятором поведения людей и организаций.

Следует признать, что нельзя отрицать ни один из приведенных типов понимания права, равно как опасно абсолютизировать любой из них. Каждый тип правопонимания вносит свое рациональное начало в общее осмысление различных граней права. Насыщенность и направленность теоретико-методологического потенциала имеющихся типов правопонимания зависит, прежде всего, от системы ценностей, господствующих в обществе в данный период и определяющих направленность развития права и его понимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: