Тема 8. Эстетический и художественный вкус

Суждение вкуса. Вкус как способность к различению, пониманию и оперативному оценочному суждению о реалиях жизни и искусства. Эстетический и художественный вкусы как основание и критерий культуры личности. Доpациональный, интуитивный, имманентный, эвристический характер вкусового суждения. «Плюрализм» вкусов и проблема константных критериев (законов) вкуса. Чувство меры и вкус; эстетический идеал как критерий вкусовой оценки. Многообразие сфер и способов проявления вкуса. Типология вкусов: конформный и нонконфоpмный, потребительский и престижный, примитивный и элитарный, изысканный и изощренный. Детерминанты вкуса: особенности темперамента и характера, направленность потребностей и интересов, развитость эстетических чувств, образованность, социальные притязания и роли, культурные образцы, адекватность самосознания. Процессы становления и развития вкуса. Вкус художественный, его социокультурная природа, профессиональная определённость и оpиентационно-ценностный характер. Проблема различения эстетического и художественного вкусов. Проблема воспитания вкуса.

ТЕМА 9. КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СУЖДЕНИЯ, МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСТВА

Эстетическое суждение как акт оценки, «именования», интерпретации, анализа. Довербальные формы эстетического суждения (восклицание, жест, поза) и момент понятийного мышления – называние. И. Кант о суждении как универсальном способе связи человека и мира, переходе из царства природы (необходимости) в царство свободы (духа). Эстетическое суждение как момент интуитивного «прорыва»сквозь форму – к сущности, акт «cличения» сущности и явления, должного и существующего, желаемого и действительного, оценка соответствия «меры данного вида» и «меры собственного вида».

Деятельность и творчество. Художественное творчество и творческий процесс в искусстве. Художник как субъект художественного творчества. Свобода как необходимое условие творчества и проблема ответственности художника. Продукт художественного творчества. Произведение как прозрение бытия и как актуальное существование. «Предметное» и «беспредметное» творчество. Социологические параметры художественного творчества. Художественное произведение и публика. Проблема автономного существования произведения искусства и понимание. Хронотоп художественного произведения. Текст-подтекст-контекст: в парадигме методологии герменевтики. Произведение как уникальная субстанциональная ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: