Тема 7. Эстетические чувства, потребности, способности

Эстетическая потребность в совершенном как мотив эстетической деятельности. Психологические основания: потребность как сущностный признак живого (И. Павлов), потребностная теория эмоций (П. Симонов). Многообразие человеческих потребностей и их классификация (витальные, социальные, духовно-познавательные). Эстетические способы удовлетворения потребностей всех типов и культурное творчество. Субъектная иерархия потребностей: типология личностей по доминантным потребностям и способам их удовлетворения (Э. Фромм, А. Маслоу). Духовная потребность в искусстве как универсальный способ удовлетворения эстетической потребности в целостном, непротиворечивом, соразмерном человеку образе мира.

Эмоции и чувства. Многообразие эстетических чувств, их интуитивно-эвристический, довербальный характер («невыразимое»). Интуиция как способность постижения истины, ее эвpистический хаpактеp и чувственно-оценочная (эстетическая) пpиpода. Ориентационные эстетические чувства: пространства, времени; ритма, симметрии, цвета, линии, фактуры, пластическое чувство, вкус и запах; их психофизиологические (сенсорные) основания, ассоциативный характер и синтетичность в формировании эстетического образа. И. Кант об априорном («метаэстетическом») чувстве пространства и времени. Ритмо-линеарные, пластические, цветовые формы организации пространственно-временного континуума; символико-ассоциативная природа эстетического образа пространства и времени (пространство географическое, историческое, духовное). Чувство меры и его критерий: представление о самом себе («я-сознание», автопортрет). Чувство меры и эстетическая практика личности.

Аксиологические чувства: гармонии, целостности, выразительности, трагизма, юмора и т.д.; универсальность их присутствия во всех сферах человеческой деятельности.

Художественные чувства: чувство слова, музыкальное чувство, pитмо-пластическое и др.; их интегративно-синтетический характер, социокультурная природа и реализация в жанрово-видовом спектре искусства (созидание и восприятие).

Способность эстетического воспpиятия-пеpеживания; его избирательность как основание ценностной ориентации личности. Эстетическая память, ее ассоциативно-образный характер и роль в восприятии. Воображение как ассоциативно-образное мышление. Воображение стихий (Г. Башляр). Типы воображения и его роль в жизненной судьбе личности, в научном и художественном творчестве. Созерцание, сопереживание, понимание, сотворчество, знание языка искусства как условия художественного восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: