Тема 12. Художественный образ. Форма и содержание в искусстве

Образное мышление как способ познания мира и самоопределения в нем: целостность, универсальность и эвристический смысл образного мышления. Типология эстетических образов мира: знак, схема, иконический образ, символ, метафора. Образ эстетический и художественный: сходство, различия, взаимозависимость. Генезис и онтология художественного образа. Художественный образ и художественное произведение. Образ-замысел, образ-воплощение, образ-восприятие. Соотношение формы и содержания на разных стадиях бытования художественного образа. Различные соотношения логического и идеологического, рационального и эмоционального, аргументированного и интуитивного в научном мышлении и в художественно-образном представлении. Типизация, рационализация и символизация как равноценные способы художественно-образного мышления. Условность художественного образа.

Форма и содержание художественного произведения как предмет анализа. Различные способы подхода к содержанию произведения искусства (эмоциональный, описательно-событийный, концептуальный, символический). Универсальные способы формообразования (пространственно-временные, композиционные, ритмические, «оппозиционные»). Форма – объект непосредственного эстетического созерцания; эстетика как философия совершенной формы, как «эйдософия». Целостность художественного произведения как один из универсальных признаков его художественности. Различные типы целостности: барочная, классическая, романтическая, авангардистская. Принципы организации произведения как целого в пост авангардистском и постмодернистском искусстве. Духовно-содержательная завершенность и формально-техническая незаконченность (преднамеренная и непреднамеренная). Фрагмент как часть целого и как самостоятельная художественная целостность. Мера как онто-эстетическая категория: единство качества и количества; понятия «мера данного вида» и «мера собственного вида». Эстетическое суждение как результат операции их соотнесения, оценка соразмерности человека и мира (природного, культурного, социального, личностного). Категория «совершенство»: наиболее полное выражение сущностных качеств объекта, достигнутая мера данного вида; чувственное переживание совершенства и потребность в нем.

Оценка художественных произведений, имеющих прикладной характер в актуальной культуре и генетически восходящих к прикладным формам. Документально-художественные, научно-художественные, мемуарные, художественно-публицистические произведения и специфическое, интегративное качество их ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: