Особенности эпатажного искусства. Проблемы антиискусства

Эпатажное искусство. В течение ХХ века в искусстве возник и достаточно прочно утвердился стиль, основной характеристикой произведений которого является отсутствие какой-то организованной идеи. Однако в подобных произведениях имеется большое количество ярких эмоциональных дисплеев, которые возбуждают сложные, и в тоже время отрывочные эмоциональные впечатления, в некоторых случаях создающих иллюзию такой идеи или сверхзнака. Эти произведения могут быть откровенно шокирующего содержания, однако во многих случаях они носят вполне умеренный характер. Их основная цель состоит в создании определенного настроя, поэтому, не смотря на отсутствие сверхзнака, благодаря определенному подбору эмоциональных дисплеев, ни также могут способствовать модификации поведения в заданном направлении.

Примером такого произведения может служить стихотворение Бориса Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Проблемы антиискусства. Одной из заметных черт современности является появление антиискусства. С лозунгами “Все - искусство и каждый - художник” группы антихудожников пытаются низвести искусство до уровня абсурда. Главной особенностью этого направления является шокирующее воздействие на эмоциональную систему с помощью негативной перцепции. Так, Marcel Duchamp, предложил рассматривать уринацию, как особый вид творчества. По этому поводу он сделал замечательное признание: “С помощью моей уринации я отвергаю всякий эстетический шум. В тот момент, когда они используют готовые выражения для описания своих “эстетических ценностей”, я брызжу мочой на их лица, и они восхищаются этим как эстетически прекрасным”. Члены парламента, которые в связи с этим выразили свой протест (были названы Beuys реакционными фашистами (R.Ederer, 1982).

A.Brauer(1983), обсуждая проблемы беспредметного искусства, поп- и антиискусства, пишет: “ Что является общим для всех современных течений, так это тенденция к дискредитации человеческих ценностей. Подсознание их интересует больше, чем сознание: случайность - больше, чем талант: хвост обезьяны и лапа собаки - больше, чем рука человека. Стиль выводят из бессилия и неудач. Отбросы, а вовсе не серебро и мрамор считаются наилучшим материалом. Безобразное прекрасно, а красота отвратительна. Любимые темы – брутальность и ужас, а романтизм и поэзия называются отвратительным китчем. Они не признают человека разумным творцом. Неужели это всё, что у нас есть...?” [Eibl-Eibesfeldt, I.., 1989].

На самом деле, проблема заключается не в том, что появились попытки к дискредитации человеческих ценностей. Общечеловеческие ценности, отраженные в искусстве приобрели такой объем и разнообразие стилей их отображения, что человеческому сознанию трудно ориентироваться в этом безбрежном море информации. Для понимания искусства в любом случае необходима подготовка, хотя бы в части знания сюжета изображаемого на картине, например. Реалии сегодняшнего дня состоят в том, что количество знаний и навыков, необходимых для повседневной бытовой и производственной деятельности, которое человек должен усвоить в течение своей жизни стремительно увеличивается и это может быть сделано только за счет тех знаний, которые не являются необходимыми для обеспечения жизненных функций и профессиональной деятельности. Естественно, такая ситуация приводит к сокращению объема информации и навыков, требуемых для понимания сверхзнака в классическом искусстве, и в результате осложняется его восприятие, вплоть до полного отрицания.

Безуспешность попыток понять классическое искусство порождает отрицательные эмоции, которые в некоторых случаях приводят к его разного рода агрессии. Регресс восприятия искусства выражается в появлении рок-музыки, которая является, несомненно, регрессом по сравнению с классической музыкой. Однако в смысле восприятия рок музыка имеет перед классикой несомненное преимущество – она несет в себе выраженный, легко воспринимаемый ритм, оказывающий непосредственное воздействие на психику.

Таким образом, антиискусство является своего рода агрессивно выраженным агностическим протестом личности против информационного прессинга, против безуспешной попытки понять современное искусство во всем его многообразии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: