Структура и основы функционирования эстетического произведения

Как уже говорилось, главным элементом произведения эстетического характера является сверхзнак.

1. «Сверхзнак» – ключевое место в фабуле, в структуре или в сюжете произведения, в художественной, аллегорической форме обращающее внимание субъектов на некие этические нормы или ключевые элементы стратегии поведения. Он апеллирует к эталонному типу поведения, или его части. В последнем случае, прорисованный фрагмент, однако, построен таким образом, что недостающие детали домысливаются (подразумеваются) наблюдателем. Возможно отображение негативного паттерна поведения, однако это делается таким образом, что сверхзнак вызывает протест у наблюдателя, направляя его поведение в нужное русло.

2. В произведении, кроме сверхзнака, должны присутствовать элементы, описывающие среду, в которой реализуется поведение. Это описание представлено совокупностью эмоциональных дисплеев, представляющих собой образы героев, их поступки, социальные и природные явления и т.д., а также рядом элементов, не обладающих эмоциональной значимостью, однако необходимых для правильного прочтения сверхзнака. Эта среда отображает мотивационное состояние, в котором обычно развиваются соответствующие события. Хорошим тоном считается отсутствие в произведении отдельных мотивационных составляющих, не имеющих отношения к фабуле сверхзнака. Вспомним классическую фразу А.П.Чехова «Если в пьесе первом акте на стене висит ружье, то оно должно выстрелить».

3. Структура произведения должна быть построена таким образом, чтобы все второстепенные элементы, эмоциональные дисплеи, релизинговые стимулы, элементарные мотивации смещали внимание читателя, слушателя или наблюдателя в направлении сверхзнака и способствовали его пониманию. Упорядоченность и объединение являются важнейшими характеристиками эстетического восприятия. Они соответствуют категориям распознавания, близости и ориентации. Этот принцип хорошо прослеживается на примере иконостаса (рис. 12.10).

Рис. 12.10 Иконостас.

В центре и вверху иконостаса в Деисусом ряду расположено изображение Христа. Фигуры апостолов и девы Марии справа и слева от Спасителя ориентированы на него, причем степень ориентации и субмиссивности (преклонения) тем больше, чем ближе расположена к нему соответствующая фигура.

4. Сверхзнак и описанные структуры не должны быть очевидны для воспринимающей стороны. Чем труднее читается сверхзнак, чем больше усилий прилагает наблюдатель для его прочтения, тем выше эстетическое восприятие произведения. Трудности в прочтении структуры эстетического произведения активируют эмоциональные системы и усиливают восприятие объекта. Когда наблюдатель легко обнаруживает порядок, объект теряет эстетическую эффективность, но то же самое отмечается и тогда, когда объект излишне сложен и зритель (слушатель) не может выявить структуру сверхзнака в результате недостаточной подготовки, отсутствия специфических навыков, знаний, слабости интеллекта и т.д. Сложность прочтения сверхзнака должна быть адекватной интеллектуальным способностям наблюдателя. Кроме того, желательно чтобы он не читался однозначно во всех аспектах, оставляя возможность для фантазии наблюдателя. В этом случае его воздействие на психику оказывается наиболее конгруэнтно (соответствующе) восприятию индивида, так как для прорисовки его привлекаются собственные репрезентации наблюдателя. Именно поэтому книги очень часто оказываются более эффективными эстетическими произведениями по сравнению с кинофильмами.

5. Трудности, возникающие при прочтении сверхзнака, активируют эмоциональную систему достижения цели (систему поведенческой активации), формирующую ощущения удовольствия и награды при успешном завершении поведения, и поэтому при достижении понимания сверхзнака создается гедонический эффект, что повышает эстетическую ценность восприятия.

6. Дополнительными средствами воздействия выступают оригинальность стиля автора, необычность (эксклюзивность) сюжета или фабулы произведения, средств изображения, что служит еще одним источником активации. Они же служат средствами конкурентной борьбы между отдельными деятелями искусства.

7. Большое значение имеют соответствие характера сверхзнака особенностям стратегий поведения и этических норм, а также этики основных социальных процессов конкретной эпохи. Так, фаллические изображения на фресках и вазах Древней Греции воспринимаются нами, совершенно очевидно, совсем не так как они воспринимались древними греками. Запах и вкус лимона древние греки считали отвратительным, поэтому его присутствие, например, в изображениях на фреске, вызывало у них иные чувства нежели возбуждает у нас. Сцены сожжения еретиков на костре активируют у нас совершенно иные эмоциональные реакции, нежели у людей средневековья и действий инквизиции и действия инквизиции мы оцениваем по-другому. Чтобы заметить эту разницу в отношении, достаточно сравнить картины «Смерть инквизитора Педро де Арбуэса» Б.Э. Мурильо, написанную около 1664 г, и «Великий инквизитор Педро де Арбуэс осуждает на смерть семейство еретика» В.фон Каульбаха (XIX в). На них изображен один и тот же человек, но на одной он представлен благочинным «слугой божьим», исполненным смирения и милосердия, умирающим за правое дело под ударами мечей злодеев, а на другой – злобным, безумным стариком, одержимым манией убийства.

Эстетическое восприятие в своих базисных формах не является феноменом присущим лишь человеку. B.Rensch (1957,1958) и V.Geist (1978) показали, что животные также имеют эстетическое предпочтение. В ситуации свободного выбора они выбирают правильные и симметричные формы, а цветовые паттерны, которые предназначены для фиксации внимания к определённым частям тела в принципе одинаковы у птиц, рыб и млекопитающих, включая человека. Выступающие части тела привлекают внимание; параллельные сходящиеся линии или ряды пятен направляют внимание к определённым частям тела. Линии, очерчивающие тело, фиксируют внимание на определённой зоне. Этот же способ привлечения внимания используется в стилистике моды. В ряде экспериментов D.Morris (1968) изучал способности шимпанзе к рисованию. Они характеризовались следующим: шимпанзе сначала рисовали, раскрашивая сначала край бумаги и отступая от него на свободное поле. Если им давали лист, на краю которого был нарисован квадрат или круг, шимпанзе предпочитали рисовать на свободном поле листа, таким образом, вновь соблюдая баланс. Позже они соединяли обе структуры штрихами. Если животные получали разные краски для работы, они никогда не накладывали одну краску на другую. Их активность при этом напоминала игру и являлась самоцелью [I.Eibl- Eibesfeldt, 1989].

Животные широко пользуются знаками, которые маскируют их под других представителей фауны или явления, а также модифицируют размеры и формы тела или отдельных важных его частей. Этим создаются эмоциогенные эффекты, способствующие повышению эффективности поведения (рис. 12.11.). В первую очередь, эти феномены имеют значение в защитном и половом поведении. В половом поведении яркие дисплеи способствуют захвату внимания потенциального полового партнера и удержанию его в течение достаточно длительного для закрепления социальной связи времени.

А Б
В Г
Д Е

Рис. 12.11. Различные варианты окраса животных, создающие ложные эффекты на основе эмоциогенных стимулов.

Окраска рыбы имеператорского ангела (Pomacanthus imperator L.) напоминает круги на поверхности воды, образовавшиеся от падения предмета. Упавший в воду предмет может быть опасен, поэтому такой рисунок, настораживает и отвлекает внимание (Рис. 12.11 А). Рисунок на теле рыбы-хирурга (Paracanthurus hepatus L.) в задней его части напоминает мурену, которая заглатывает пойманную добычу – другую рыбу (Рис. 12.11 Б). Совокупность кругов, пятен и линий на крыльях бабочки-коконопряда (Brahmaes japonica) создает впечатление двух пар глаз, одни из которых расположены на концах верхней пары крыльев, другие – в центре, рисунок же из концентрически сходящихся волнистых линий приводит взгляд к центральному изображению, напоминающему морду зверя (Рис. 12.11 В). Развернутые веером хвостовые перья глухаря (Tetrao urogallus) визуально увеличивают размеры его тела, а яркие красные надбровья – усиливают впечатление агрессивности ((Рис. 12.11 Г). Разводы на морде тигра (Panthera tigris) расположены таким образом, что полосы являются как бы продолжением пасти, в результате чего она кажется намного больше, чем есть на самом деле, надбровные пятна создают иллюзию глаз, расположенных выше и кнаружи от имеющихся, что также увеличивает визуальные размеры головы (Рис. 12.11 Д). Полосатая шкура зебры (Equus (Hippotigris) quagga) не создает особого ложного рисунка, однако, когда животное движется в стае, контрастные четкие полосы затрудняют визуальное выделение очертаний отдельного животного, что мешает хищнику сосредоточиться и правильно рассчитать прыжок, а также создает иллюзию большего по размерам животного (Рис. 12.11 Е).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: