Функциональное значение эстетического восприятия

Как уже было сказано, эстетические произведения служат целям модуляции поведения в заданном направлении. Механизм эстетического восприятия лишен какой-то особой ориентации и обслуживает значительный ряд поведенческих функций, будучи специфичным конкретному событию или форме поведения лишь по содержанию. Но даже в этом случае он часто охватывает несколько аспектов поведения.

1. Мобилизация поведения. Это наиболее обобщенная функция, которую выполняет эстетическое восприятие. Произведения искусства активизируют поведение в заданном направлении, позволяя достичь определенных целей в формировании стратегии поведения в идеальном варианте, с точки зрения наших норм поведения и морали.

2. Формирование этических норм поведения и эталонов. Фактически искусство создает образы, репрезентации, поддерживающие референтные нормы поведения. Стандартными сюжетными линиями являются темы героизма, самопожертвования, любви, дружбы, которые поощряются, или, наоборот, – коварства, предательства, агрессии, ненависти, которые порицаются. Поощряться может и агрессия, если эстетическое произведение является призывом к справедливой борьбе или войне.

3. Коммуникация. Различными рисунками и эмоциональными дисплеями мы передаем информацию о нашем состоянии, обычаях, отношению к тому или иному явлению другим людям. Это особенно важно в механизмах культурной кумулятивной трансмиссии. Важную коммуникативную функцию могут выполнять эмблемы и орнаменты (рис. 12.12). Эти изображения не только прекрасны: в орнаменте закодированы фигуры, имеющие символическое значение. Процесс стилизации рисунка в эмблемах и орнаментах сопровождается с одной стороны потерей деталей, осложняющих прочтение «сверхзнака», с другой – выделением наиболее важных свойств объекта. Кроме того, орнаменты составляются часто так, что при разных способах группировки деталей орнамента или рассмотрения с разных точек зрения в рисунке можно различить разные объекты. Будучи объединенными в одном рисунке в определенной последовательности и взаимосвязи, эти рисунки отражают внутреннюю структуру связей события, которому данный рисунок (орнамент) посвящен. При этом, один рисунок может вместить значительное количество информации, особенно, если он предназначен для восприятия посвященными людьми. Этот тип множественного кодирования встречается в искусстве многих народов в прошлом, а также в современных произведениях.

С особыми сообщениями часто связана декорация тела. Так, украшение в виде кольца в пупке в Древнем Египте было символом принадлежности к земельной аристократии. Кольцо в соске на груди в Древнем Риме носили центурионы – личная гвардия Цезаря, пирсинг в носу в Индии носят замужние женщины. Кольцо в ухе мужчин обозначало, как правило, что они связаны с морем (особенно с пиратским промыслом). Одна серьга в ухе казака служила знаком, что данный мужчина – один сын в семье.. В Древнем Риме колечки в ушах носили лишь рабы. Серьги остались в ходу у мужчин определенных этнических племен, как знак их принадлежности к своему социуму. Цветок hibiscus, который девушка с Тробриандских островах закладывает за левое ухо, означает, что она еще не занята. Если он находится за правым ухом, то это свидетельствует, что она больше не свободна. Раскраска тела может являться и одеждой, и украшением, защитой от солнечных лучей и кровососущих насекомых. Наконец, благодаря гриму, татуировке и ювелирным украшениям достигается идентификация с группой. Нанесение рисунков на тело является способом выделиться среди прочих индивидов, а также идентифицировать себя с некоторой группой.

Рисунок 12.12 Орнаменты индейцев Центральной Америки.

Художники, независимо от того, рисуют они, ваяют, пишут театральные пьесы или стихи – ориентируются на других людей, возможно, потому, что, даже обращаясь к небесам как источнику вдохновения, они сами все же являются людьми. Они хотят воздействовать на аудиторию, то есть доставить ей удовольствие или стимулировать ее фантазию, привлечь ее внимание и при этом передать некое сообщение, ими пережитое и доставившее яркие эстетические переживания. Сообщение может носить также религиозную или политическую форму. Если художественное произведение бессильно передать это сообщение другим людям, то работа, создаваемая художником, лишена смысла.

4. Прогноз эффективности использования объектов внешней среды. Поскольку эстетическое восприятие ориентировано на нормы поведения и оперирует характеристиками референтных моделей поведения, они нередко используются для прогноза эффективности предстоящего поведения или использования данного объекта или явления. Легко себе представить, что, эстетично выглядящая вещь охотнее нами приобретается, и мы с удовольствием ею пользуемся. И дело здесь не в простой красивости и приятности очертаний, а в том, что данный объект несет на себе признаки оптимальности, совпадающие с теми, которые зафиксированы в нашем внутреннем стандарте. Это не означает, что «сверхзнак» отражает оптимальный вариант, он лишь указывает на статистически значимую вероятность такой оптимальности. Более того, очень хорошим в функциональном отношении инструментом, имеющим, однако, уродливый или неопрятный вид, мы пользуемся неохотно только в начале. Убедившись же в его исключительных функциональных свойствах, начинаем предпочитать пользоваться им. Напротив, если красивая вещь оказывается непригодной для тех целей, для которых мы ее приобрели, вместе с пониманием ее бесполезности, она быстро утрачивает и свою эстетическую привлекательность.

С этим, видимо, связано изменение эмоционального восприятия лиц людей по мере нашего с ними знакомства. Первоначально мы даем эмоциональную характеристику на основании степени соответствия воспринимаемого объекта нашему идеальному стандарту. Люди со значительными отклонениями воспринимаются нами отрицательно, они оцениваются как неприятные, отталкивающие. По мере общения, мы узнаем об их положительных качествах или даже об исключительных достоинствах, и их внешний вид начинает восприниматься нами как привлекательный. Функциональность эстетических стандартов относительна. В любом деле существуют классические стандарты движений, поз и позиций тела, рук, ног и т.д., способов держать инструмент и манипулировать им. Однако, сколько великих артистов, художников, рабочих, спортсменов, будучи непревзойденными мастерами своего дела, грубо нарушали эти стандарты, успешно пользуясь собственными паттернами поведения. Один из таких примеров приведен на рис. 12.13. Все, кто учился игре на фортепиано, помнят классическую постановку рук, которую настоятельно требуют от учеников во всех музыкальных школах – «рука, держащая яблоко». Но вот как «стоят» при игре руки у одного из непревзойденных мастеров фортепианной техники Владимира Горовица.

А Б Рис. 12.13 А – правильная постановка рук при игре на фортепиано (снимок из классического руководства по фортепианной технике). Б – играет Владимир Горовиц – один из величайших пианистов ХХ века.

5. Художественные произведения как источник инструктивной информации. Многие произведения искусства, особенно стихи и живопись, служат средствами отображения информации, предназначенной для обучения или напоминания в процедуре выполнения какого-либо ритуала, точно также как и произнесение заклинаний при приготовлении различных лечебных снадобий, в реальности является средством отсчета времени и соблюдения последовательности внесения ингредиентов, а чайная церемония – служит точному воспроизведению процедуры заваривания чая и т.д.

Так, дидактическая поэзия является своеобразным учебником написанным стихами. Кроме того, что информация, представленная в стихотворной форме гораздо легче запоминается, ее содержание оказывается в большей мере гарантировано от искажений при изустной передаче, так как в стихах трудно изменить порядок слов и заменить одни слова другими.

Четки (рис. 12.14.), кроме того, что являются художественным произведением, представляют собой набор символов, очень часто объемных форм, характерные признаки которых можно различить наощупь, например, в темноте, и являющихся одновременно условными значками. Будучи расположенными в определенной последовательности, они являются носителями информации, воспроизведение которой доступно посвященным. Они могут быть шифрованной подсказкой при чтении молитвы, как четки, изображенные на вышеприведенном рисунке, или отражать ключевые моменты сценария некого ритуала, являться схемой лабиринта, счетным устройством, календарем и т.д. Выполненные в художественном стиле, они доставляют эстетическое удовольствие и усиливают эмоциональное впечатление от того действия, в процессе которого используются.

Рисунок 12.14. Четки.

6. Социальная категоризация, социальная идентификация и консолидация. Эстетическое поведение помогает объединению. Социальная категоризация определяет некие ценности единые и характерные для какой-то группы людей. Искусство позволяет выделить характерные образы, символизирующие данные ценности, стилизовать их, лишив многих маскирующих деталей и представить в наиболее существенной части. Совокупность этих символов позволяет лучше сформулировать и точнее понять лидирующий концепт группы, организующий социальное поведение. В таком виде он легче принимается большинством участников. При этом форма социальной категоризации становится более понятной. То есть происходит облегчение социальной идентификации. Искусство несет в себе огромный заряд эмоций, способствующий возникновению и усилению эмоционального резонанса. Таким образом, искусство способствует групповой солидарности. Особенно большое значение в этом плане имеют групповые песни и танцы. В этих видах искусства, кроме смыслового и эмоционального значения свехзнака, существенную роль играет ритмическое воздействие произведения.

Орнаменты на орудиях и одежде, стили их исполнения служат указанием принадлежности к определенной группе, униформа – принадлежность к роду войск или организации. Такая идентификация существенно облегчает общение, так как естественным образом определяет множество единых референтных схем, установок и этических норм. Орудие труда, используемое в основной деятельности какой-то группы, приобретает существенное символическое значение. Например, топор для лесоруба, серп для крестьянина, молот – для кузнеца. Серп и молот, соединяясь вместе, начинают символизировать единство рабочих и крестьян, превратившись в символ целой страны, в которой этот принцип составил основу внутренней политики государства.

7. Декорирование орудий труда. Орудия труда в качестве предметов эстетической деятельности, кроме участия в процессах социальной категоризации, идентификации и консолидации имеют совершенно специфическое значение. Используемые в какой-то деятельности в качестве основных инструментов, они в сознании людей, пользовавшихся этими инструментами, прочно ассоциируются со всеми эмоциональными переживаниями, сопровождавшими эту деятельность с ее достижениями, славой и трудностями. Поэтому в эстетическом произведении, в декоре помещений или иных местах, они служат эмоциональными дисплеями, активирующими соответствующие состояния. Нанесение орнамента или иных украшений на орудие труда не редко ведет к их непригодности для использования по прямому назначению. При этом благодаря украшениям они становятся ценностью. Некоторые орудия оказываются настолько активными эмоциональными релизерами, что не нуждаются в нанесении орнаментов и украшении. Они прекрасны сами по себе. Например, парусные корабли. Обращает на себя внимание, что это именно парусные корабли – не дредноуты, не танкеры, не буксиры и не океанские лайнеры. Во времена парусного флота морское дело требовало от людей проявления большой отваги, огромных знаний, выдержки, недюжинной силы и многих других лучших человеческих качеств, обеспечивая высокий уровень эмоционального отношения к профессии моряков. Естественным образом эта эмоциональная активность ассоциировалась с главным орудием моряков – кораблями. С приходом стальных кораблей, движимых машинами, комфортных и безопасных, романтика морских странствий существенно потускнела.

8. Демонстрации. Художественное оформление различного рода презентаций существенно улучшает восприятие их основной идеи за счет введения эмоциональных дисплеев активирующих восприятие и помогающих структурировать содержание демонстрации. Как научные, так и деловые, а также политические демонстрации требуют ясного и неоднозначного представления основной идеи (мотивации), изложению которой посвящена демонстрация, поэтому здесь использование сверхзнаков, характерных для чисто художественных произведений, не допускается. Однако ими могут быть обозначены косвенные следствия реализации основной идеи или последующие этапы ее развития, что способно вызвать активацию когнитивной проработки идеи и повысить ее привлекательность. Например, при изложении программы какого-то политического лидера по телевидению на заднем плане или сбоку кадра могут быть видны счастливые лица людей, с энтузиазмом делающих какую-то работу, получающих премии, въезжающих в новые квартиры и т.д.

9. Формирование единой системы ценностей. Искусство способствует объединению социальных норм различного происхождения в единую систему ценностей. Каждая отдельно взятая норма имеет ограниченное значение и, функционируя изолировано, они не способны создать эффективную стратегию поведения. Разумеется, искусство не является единственным механизмом формирования этических систем – оно служит вспомогательным механизмом этого процесса, тем не менее, достаточно действенным. Это влияние осуществляется двумя путями.

Во-первых, любое значимое произведение искусства, имеет социальный отклик, тем больший, чем более оно значимо. Такая реакция общества чаще всего представлена в виде дискуссии критиков (зрителей). Поскольку любое произведение искусства несет в себе какой-то «сверхзнак», являющийся отражением некого референтного образа, нормы и т.д., эта норма оказывается в центре указанной дискуссии, в процессе которой она неизбежно обсуждается и соотносится с другими нормами, что и способствует формированию этических систем.

Во-вторых, произведения искусства очень часто используются для оформления общественных зданий, мест собраний, площадей и т.д. Поскольку данные места и сооружения в основном имеют специфическое назначение (оперный театр, здание правительства, парк культуры, «Дом офицеров», церковь) Подборка произведений искусства также производится с учетом этой специфики (тематически). Художник-оформитель просто вынужден подбирать или создавать произведения искусства в соответствии с системными связями, отражающими особенности идеологии той социальной группы, которой данное место принадлежит, или направления деятельности, здесь осуществляемой. Эта тенденция отмечается даже у первобытных людей. Уже тогда существовали символические центры племенных территорий, являющихся священными местами, где концентрировались тотемистические изображения.

10. Использование в культурной кумулятивной трансмиссии. Благодаря произведениям литературы и живописи мы многое знаем о жизни древних народов – египтян, греков, римлян и др. Наскальные рисунки позволяют нам судить даже о жизни первобытных народов, давно исчезнувших с лица планеты. Особое значение имеют в аристократических семьях портреты предков на стене и картины, отображающие их боевые подвиги и иные деяния. Идентификация себя с длинной чередой предков, покрывших себя неувядающей славой, служило мощным этическим фактором, формирования поведения, представлений о долге и чести и т.д. Отсюда и презрительное звучание фразы: «Иван, не знающий родства».

11. Ритуальное значение. Главная цель ритуалов заключается в консолидации общества и формировании его иерархической структуры. Нередко ритуалы являются проявлением замещающей активности, создающей иллюзию контроля над явлениями внешней среды. Произведения искусства с их эстетической привлекательностью являются мощным средством вовлечения людей в общее действие. Сами ритуалы чаще всего организуются как красочное зрелище, обладающее высокой степенью привлекательности.

В эстетических произведениях ритуального характера очень часто используется сложная загадочная символика и многоуровневая стилизация до конца понятная далеко не всем. При этом часть информации доступно большей части зрителей, но полное понимание достижимо только избранным. Причем степень понимания может быть также связана с рангом служителя культа. Осознание человеком того, что он не полностью понимает содержание информации, зашифрованной в соответствующем произведении, но, что смысл его понятен посвященным, усиливает эмоциональную сторону восприятия. Это типичный прием практически всех религиозных систем, реализуемый в виде таинств

Ритуалы очень часто апеллируют к высшим силам, прямое управление которыми невозможно. Многие из художественных произведений подобного характера являются средствами коммуникации с этими высшими силами. В определенном смысле это так и есть, поскольку ритуалы манипулируют притягательными силами таинственности, формируют выраженную эмоциональную реакцию и в случае массовости создают обстановку для мощного эмоционального резонанса вплоть до религиозногг экстаза. Этим они оказывают колоссальное влияние на психику. Как никакое другое целенаправленное действие, культовые церемонии и аналогичные им массовые мероприятия, мобилизуют поведение и синхронизируют активность людей. Во многих мистических, религиозных ритуалах, а также политических манипуляциях ритуального характера отсутствует очевидная, реальная, поддающаяся логическому анализу мотивационная основа, однако это только усиливает впечатление всего действия. Ритуалы оказывают значительное влияние на психику даже тогда, когда условность или бутафорность происходящего осознается всеми участниками. Например, посвящение в студенты, в туристы, пересечение экватора, не говоря уже о воинской присяге, клятве Гиппократа и т.д., которые предполагают реальную ответственность.

12. Гедонистическое значение искусства. Получение удовольствия от прочтения (прослушивания, созерцания) эстетического произведения является без сомнения главной осознаваемой и декларируемой нами целью художественного произведения. Именно гедонистическая мотивация в эстетической деятельности является сильнейшим инструментом внедрения идеологии и этических норм, лежащих в основе творений искусства, в сознание читателей, зрителей, слушателей. В основе гедонического действия лежит с одной стороны, привлекательность, полезность или значимость этических норм, отражаемых в произведении, с другой стороны, – трудности в прочтении сверхзнака. При преодолении этих трудностей возникает мощная реакция дофаминергических нейронов стриатума, сопровождаемая ощущением удовольствия [Schultz W., 1998, 1999, Tobler P.N. et al., 2003, 2005].

13. Роль эстетических произведений в становлении статуса, иерархии и власти. Поскольку, как в поддержании лидерства, так и в приобретении власти и доминантного статуса большое значение имеет демонстрация исключительных свойств личности, вожди, дворяне, государственные деятели и другие высокоранговые персоны по особому относятся к стилю и богатству своего окружения (как символам собственной исключительности).

Они часто используют для этой цели художественные объекты, хотя это требует огромных средств. Высокоранговые индивидуумы с гордостью относятся к предметам, воплощающим власть, богатство, возможности и ценности. Способность лидеров консолидировать усилия значительного числа людей в совместной деятельности создает огромный творческий и производственный потенциал. Результат реализации этого потенциала и является основным отражением силы лидера, а произведения искусства служат яркими, впечатляющими маркерами этого результата. Величественные дворцы европейских монархов, впечатляющие сооружения египетских фараонов, и русских царей отражают стремление воплотить свою власть в творениях архитектуры или иных произведениях искусства. Они функционируют как демонстрация и украшение, создавая впечатление о силе и стабильности. Насилие само по себе не может достичь этой цели. Возможно, решающими факторами в развитии искусства является поддержка художников высокоранговыми личностями, символизирующими группу. Многие выдающиеся композиторы, художники, поэты эффективно работали только потому, что поддерживались монархами и знатными вельможами. Необходимость этого типа групповой презентации велика. Достаточно сказать, что все без исключения императоры Древнего Рима, придя к власти, первым делом принимались за строительство помпезных общественных сооружений [Федорова Е.В., 1998].

Литературные произведения и живопись широко используется для характеристики личности самого лидера. При этом их содержание кроме выполнения чисто информационной роли, несет в себе релизинговые стимулы, поддерживающие соответствующее эмоциональное отношение к конкретному лицу и его статусу. Портреты вождей и монархов или сюжетные полотна с их участием изобилуют дисплеями, подчеркивающими авторитарность. С этой целью часто используют мужской доминантный дисплей в позе, жесте, выражении лица. Выдвинутый вперед подбородок, выделяющийся гульфик штанов, подчеркнутая ширина плеч, прямая осанка, доминирующее по высоте положение в пространстве картины. Они являются символами идентификации с лидирующей позицией, и в этом контексте их мощь, искусно созданная на картине, проецируется на реального человека. Сцена битв и другие изображения исторического характера используются для интерпретации события в том виде, в каком это нужно конкретным его участникам, являющимся одновременно и заказчиками работы.

Поскольку значительные произведения искусства обладают высокой силой социального резонанса, они создают особый статус, как для его владельца, так и создателя. Вспомним о нашем особом отношении к выдающимся актерам, художникам, музыкантам. Это отношение имеет эмоциональную основу и плохо поддается критике со стороны логики. Выдающиеся математики, юристы, финансисты, инженеры могут сделать для общества ничуть не меньше, чем поэты или художники, однако признательность публики неизменно остается на стороне последних. Мы гордимся достижениями поэтов, мыслителей, музыкантов и художников своей страны так, как речь идет о наших собственных талантах. Мы склонны идеализировать их личность, хотя прекрасно знаем, что эти люди тоже не совершенны.

Нужно сказать, что в интерпретации исторических событий произведения искусства могут сыграть и отрицательную роль, особенно, если они создаются в исторический период, отдаленный от самого события. События в данном случае излагаются не специалистом историком, для которого важна точность изложения события. Во всяком случае, таков его профессиональный долг. Деятели искусства создают произведения, целью которых является отображение референтных норм, неких идей, а не исторических фактов и их интерпретация. Само же событие служит лишь средством для этого отображения. По этой причине фантазия автора в них ограничивается весьма условными рамками или вообще не ограничивается. Кроме того, для деятелей искусства слухи и сплетни, зачастую являются такими же источниками информации, как и исторические документы. Примером может служить история дона Карлоса испанского инфанта, сына короля Испании Филиппа II. Эта история, являвшаяся в свое время предметом многочисленных домыслов и слухов, связанных со щекотливостью ситуации, изложена в романтическом виде в поэме Фридриха Шиллера «Дон Карлос инфант испанский» и опере Джузеппе Верди «Дон Карлос». Согласно этим произведениям дон Карлос был влюблен в королеву Испании – свою мачеху, – которая изначально предназначалась ему в жены. Королева отвечала ему взаимностью. Кроме того, дон Карлос сочувствовал народу Фландрии, фактически являвшейся в те времена колонией Испании. Король Испании Филипп II на почве ревности сначала арестовал Карлоса, а затем предал в руки Инквизиции и велел убить, что и было исполнено. В истории существует множество противоречий в изложении этих событий, однако основная масса достоверных источников сходится в том, что дон Карлос был болезненным ребенком, страдал эпилепсией, карликовым нанизмом, легкой степенью слабоумия и был необычайно амбициозен, неуравновешен и жесток. Поэтому факт романтических отношений между ним и королевой представляется сомнительным. Филипп не питал особой любви к сыну, кроме того в связи с его личными качествами не мог передать ему власть и поручить сколько-нибудь ответственных дел. Арест же Карлоса был связан с тем, что Карлос высказывал намерения убить отца и присоединиться к нидерландским повстанцам, возглавив их мятеж против Испании, а смерть – связывают с острым расстройством пищеварения, вызванным обжорством [Можейко И.В., 2010].

14. Мода. Когда мы говорим о моде, то неизбежно соотносим ее со свойством переменчивости. Главное назначение моды совершенно естественно заключается в привлечении внимания – к человеку, как к персоне, либо к каким-то атрибутам его деятельности, однако в конечном итоге модность данного атрибута неизбежно переносится на его владельца. Паттерны, фиксирующие внимание в моде могут иметь самый разнообразный характер: складки передней части юбки открываются при ходьбе. Сходящиеся линии направляют взгляд вверх. Красные декоративные пуговицы (не имеющие другой функции) усиливают эффект внимания. Одно в моде остается неизменным – она должна непрерывно меняться. На любое постоянство наше внимание отвечает реакцией привыкания и эффект модной вещи теряется. При этом часто даже не важно насколько эстетичны указанные изменения. Они должны привлекать внимание, возбуждать, возмущать, только не оставлять равнодушными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: