Ритуализация этических норм

Адаптивный смысл этических норм с практической точки зрения чаще всего обоснован, однако это не означает, что его понимание всегда доступно на когнитивном уровне. Достаточное количество традиций и обычаев, имеющих безусловное приспособительное значение с трудом могут быть оценены с помощью логического осмысления, однако подтвердили свою значимость в результате длительного выполнения на уровне социума. Эти нормы персистируют в социуме в виде ритуальных действий, часто обосновываются религиозными соображениями и сопровождаются комментариями мифологического или мистического характера, обосновывающего необходимость их выполнения. Подобные ритуалы очень часто связаны с ключевыми моментами в жизни человека, когда происходят серьезные изменения в жизни связанные с естественным процессом жизни и развития. Таковы, например, обряды, связанные с рождением ребенка, достижением им зрелого возраста и обретением статуса взрослого полноправного члена общества, вступлением в брак, принятием власти (коронация, миропомазание, инаугурация, интронизация), подведением итогов деятельности (празднование юбилеев, трудовых достижений и боевых побед) и смертью (ритуалы погребения, сожжение и др.).

Достигаемый эффект косвенно осознаваемый на уровне социальных механизмов служит подкреплением данного поведения, обеспечивающим его устойчивость.

Так традиция не говорить о мертвых плохо совершенно очевидно связана не с опасением нанести ему обиду. Казалось бы очень важно после смерти, не боясь причинить человеку неприятные переживания дать взвешенную оценку его поступкам, определив его реальное место в жизни. Однако мертвому уже все равно. Тем не менее, он что-то сделал в жизни. Среди его поступков были как плохие, таки и, безусловно, хорошие. Эти хорошие поступки приносили пользу не только ему, но и создавали адаптивный потенциал сообществу. Оставшимся в живых важно воспользоваться тем позитивным багажом, что оставил после себя умерший соотечественник. Для успешного осуществления этого необходимо, чтобы он обладал в целом позитивным образом в памяти сообщества. Как люди, так и животные не склонны к трансмиссии поведения от индивидов, эмоциональное отношение к которым имеет отрицательное значение.

Другим примером является традиция поминок Обращает на себя внимание, что поминание покойника проводится сразу после захоронения, на девятый день после смерти и на сороковой. Оставляя в стороне рассуждения о блуждании души умершего, являющиеся уделом теологии или мистического мышления, можно предположить, что эта традиция является отражением неких особенностей информационной деятельности. Эти сроки могут отражать особенности информационной деятельности нашего мозга. И градиента поведения во времени. Смерть человека производит на всех его знакомых сильное эмоциональное впечатление, поэтому в день похорон в поминальном обеде участвует много людей, находящихся под влиянием сильных эмоций соответствующих моменту. Их речи полны эмоциональной фразеологией, избыточны. На девятый день собираются люди, имеющие с покойным более выраженные дифференцированные отношения их воспоминания и оценка значимости дел умершего более взвешены. На сороковой день приходят только те, кто имел с покойным наиболее эффективные отношения. Те дела, которые обусловливали эти отношения, будут иметь продолжение в поступках оставшихся в живых. Этот день является самым важным для памяти умершего. Аналогичную логику можно найти во многих обрядах, связанных с вступлением в брак, рождением ребенка, достижением совершеннолетия и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: