Существует несколько способов определения полезной площади

1. По нагрузке на 1м2 пола:

где qmaxзап – установленный максимальный запас соответствующего материала на складе, т; р – допустимая нагрузка на 1м2 площади пола, т/м2.

Допустимая нагрузка на 1м2 пола зависит от назначения складского помещения. Так, например, для магазинов она принимается 0,6-1т/м2, для складов по хранению металлов – 3-8 т/м2, для формовочных материалов - 2-7т/м2.

2. По коэффициенту заполнения объема ячеек, стеллажей, штабелей.

При использовании этого метода сразу определяют вместимость оборудования (qоб) для хранения материалов, изделий (ячеек, стеллажей, штабелей):

где Vоб – геометрический объем соответствующего оборудования, м3; ρ – плотность материала или изделия, подлежащего хранению, т/м3; β – коэффициент заполнения объема (плотность укладки).

Затем определяют количество соответствующего оборудования по формуле

Рассчитывают полезную площадь:

где l – длина единицы оборудования, м; b – ширина единицы обо­рудования, м.

3. По коэффициенту использования грузового объема склада.

Формула для расчета полезной площади склада согласно этому методу имеет вид

Площадь, занятую приемочными и отпускными площадками определяют по формуле

где Qг – годовое поступление материала, т; t – количество дней нахождения материала на соответствующей площадке (обычно до 2 дней); р1 - допустимая нагрузка на 1м2 площади (0,2-0,5т/м2).

24.) Виды транспортных систем и их материально-техническая база. Маятниковые и кольцевые маршруты.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт необ­щего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отрас­лей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сфе­ру обращения и население. Его часто называют магистраль­ным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает желез­нодорожный транспорт, водный транспорт (морской и реч­ной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт тру­бопроводный (рис. 54)

Рис. 54 Виды транспорта общего пользования

Транспорт необщего пользования — внутрипроизвод­ственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, яв­ляется, как правило, составной частью каких-либо произ­водственных систем.

Маршрут дв-ния – путь следов-ия авт-ля при выпол-нии перевозок. Бывают: маятниковые и кольцевые.

Маятниковый маршрут – такой маршрут, при котором путь следования транспортного средства (автомобиля, тракторно-транспортного агрегата) между двумя (и более) грузопунктами неоднократно повторяется.

Маятниковые маршруты бывают:

– с обратным холостым пробегом(β < 0,5 или β = 0,5).

– с обратным неполностью груженым пробегом(0,5 < β < 1,0).

– с обратным груженым пробегом(β = 1,0).

Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).

Различают развозочные, сборные и сборно-развозочные кольцевые маршруты.

Развозочным маршрутом называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.

Сборный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю.

Сборно-развозочный маршрут представляет собой сочетание первых двух.

25). Расчет оптимального размера партии деталей

Планирование размера партии запуска-выпуска деталей является важной и сложной экономической задачей, поскольку при ее расчете необходимо учитывать множество факторов, взаимодействующих в разных направлениях. Например, увеличение размера партии деталей приводит к сокращению затрат на переналадку оборудования, повышению производительности труда, улучшению оперативного планирования. В то же время возрастают затраты связанные с хранением материальных запасов, замедляется оборачиваемость ресурсов, снижается равномерность поступления денежных потоков.

При решении вопросов о размерах партии обычно исходят из экономически оптимального размера.

Прежде чем определить оптимальный размер партии, необходимо выяснить, на какие статьи затрат он (размер) оказывает влияние.

Так, при увеличении размера партии сокращаются издержки производства за установленный промежуток времени (например, год), связанные с переналадкой оборудования, в соответствии с формулой

где Сп.об– издержки производства, связанные с переналадкой оборудования за установленный период времени, тыс.руб./год (тыс.руб./кв.,тыс.руб./мес.); Cеп– издержки производства, связанные с одной переналадкой оборудования для запуска партии деталей в обработку, тыс.руб.; Nп– производственная программа по выпуску деталей определенного наименования за установленный период времени, шт./год (шт./кв., шт./мес.); n– количество деталей в производственной партии, шт.

Издержки производства (Сеп) включают не только прямые расходы на проведение одной переналадки, но и потери, связанные с остановкой данного оборудования в течение периода переналадки:

Здесь Тпн– величина тарифа на проведение операций по переналадке оборудования, тыс.руб./чел.-ч; tн– трудоемкость работ, связанных с одной переналадкой оборудования, чел.-ч; k – номернаименования (модели) оборудования; z – количество наименований /моделей) необходимого оборудования согласно технологическому процессу изготовления детали; Рk– коэффициент, отражающий размер убытков из-за часа простоя k-го наименования оборудования, 1/ч; tпk– продолжительность одной переналадки k-то наименования, оборудования, ч; Бk–балансовая (амортизируемая) стоимость k-го наименования оборудования, тыс.руб.

Коэффициент Рk зависит от срока службы, а также от уста­новленного ресурса оборудования.

Неоспоримым также является факт, что чем больше количество деталей в производственной партии, тем больше в итоге деталей скапливается на складе готовой продукции. Это, в свою очередь, обусловливает повышение затрат на хранение, а также способствует увеличению оборотных средств, связанных с оборотом запасов готовой продукции на складе.

Затраты, связанные с управлением запасами на складе готовой продукции (С), с учетом потерь денежных ресурсов, «замороженных» в произведенной партии деталей, рекомендуется определять по уравнению

где Сдхр– тариф за хранение единицы запасов (одной детали) в течение установленного периода времени, за которое изготавливается количество деталей, равное производственной программе (Nп), тыс.руб./(шт.∙год) (тыс.руб./(шт.∙кв.), тыс.руб./(шт.∙мес.)); Е – коэффициент эффективности финансовых вложений за период времени изготовления количества деталей, равный производственной программе (Nп) 1/год (1/кв., 1/мес.); Сдизг– себестоимость изготовления одной детали при производственной программе (Nп), тыс.руб./шт.; n/2 – среднее количество деталей на складе готовой продукции за срок их реализации или потребления (в начале срока реализации равно n, в конце – 0), шт.

Следует подчеркнуть, что коэффициент Е определяется так же, как при оптимизации размера заказа материальных запасов

Таким образом, зависимость по определению совокупных издержек, которые зависят от размера партии (n), примет вид

Очевидно, что оптимальный размер партии деталей (nопт) будет достигнут, когда совокупные издержки (Сп.об.у) примут минимальное значение или когда первая производная уравнения по размеру партии равна нулю:

Отсюда оптимальный размер партии nопт:

Полученная зависимость позволяет обосновать оптимальный размер партии (пот) с экономической точки зрения.

26.) Сист. управления запасами с уст. периодичностью пополнения до уст.уровня и «минимум-максимум»

Данная система ориентирована на работу с товарами, которые имеют значительную величину и колебания потребления. Чтобы предотвратить завышение объемов запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, данная система включает элементы двух основных: установленную периодичность оформления заказа и отслеживание порогового уровня запасов. Однако при этом базовой для работы системы является система с фиксированным интервалом времени между заказами. Это выражается в следующем:

Если с течением времени потребность в товаре не изменяется (интенсивность потребления №1), данная система работает как система с фиксированным интервалом времени между заказами.

Если кратковременно потребность сократилась (интенсивность потребления №2), то, как и в первом случае, заказ необходимо производить с установленной периодичностью.

Если потребность кратковременно увеличилась (интенсивность потребления №3), в действие вступает система с фиксированным размером заказа, устраняя при этом дефицит и пополняя запасы до максимального желательного уровня. Первый заказ, когда запасы достигают порогового уровня.

Этот заказ называется дополнительным, а его размер определяют по зависимости: РЗд - МЖЗ - ПУ + ОП

Второй заказ (основной) делается, как и в первых двух случаях, в фиксированный момент времени.

Его размер рассчитывают по формуле

РЗo = МЖЗ-ТЗ + ОП-РЗд или по уравнению РЗо = ОДП · t,

где ОДП – ожидаемое дневное потребление после момента времени начала дополнительного заказа; t – период между дополнительным и основным заказами, рабочих дней.

Порядок расчета основных параметров рассматриваемой системы

1. Дневное потребление товара на складе определяется как отношение объема оборота (потребления или сбыта сырья, полуфабрикатов или готовой продукции) за определенный период (S) к количеству рабочих дней в данный определенный период.

2. Гарантийный запас на складе рассчитывается как произведение дневного потребления товара на складе и времени задержки поставки.

3. Пороговый уровень запасов на складе рассчитывается как сумма гарантийного запаса на складе и ожидаемого потребления товара на складе за время выполнения заказа.

4. Ожидаемое потребление товара на складе за время выполнения заказа (ОП) определяется как произведение дневного потребления товара на складе и времени выполнения заказа.

5. Максимальный желательный уровень запасов на складе опре­деляется как сумма гарантийного запаса на складе и произведения интервала времени между заказами (I) и ожидаемого дневного потребления товара на складе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: