Законы любви и законы жизни 8 страница

половина мозга, и при этом они живут вместе.

–Скажите, у вас есть дети? – спросил я.

—Да, двое!

—Неужели? – изумился я. – Как у вас это получилось?

—Что значит "как получилось"?

—Вы смогли достичь синергии! – воскликнул я. – Один плюс один обычно равно двум.

А у вас получилось четыре! Это же и есть синергия! Целое больше, чем сумма его частей.

Так как у вас это получилось?

—Будто вы сами не знаете! – отозвался муж.

–Должно быть, вы ценили различия друг друга! – воскликнул я.

ЦЕНИТЬ РАЗЛИЧИЯ

Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми – различия в

менталитете, различия в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому,

чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким,

каков он есть, а таким, каковы они сами.

Если я считаю, что вижу мир таким, каков он есть на самом деле, зачем мне ценить

различия? Зачем мне вообще обращать внимание на того, кто явно идет не той дорогой? Моя

парадигма говорит мне, что я объективен; я вижу мир таким, каков он есть. Все остальные

сосредоточены на деталях, частностях, а я вижу всю картину в целом. Меня потому и

называют заведующим, что я "ведаю" больше, чем другие.

Если моя парадигма такова, то я никогда не стану ни эффективно взаимозависимым, ни

даже эффективно независимым человеком. Я буду ограничен парадигмами своей

собственной запрограммированности.

Подлинно эффективный человек обладает достаточной скромностью и уважением к

другим, чтобы признать ограниченность собственного восприятия и оценить богатейшие

возможности, открывающиеся перед ним благодаря взаимодействию с сердцами и умами

других людей. Такой человек ценит различия, поскольку эти различия пополняют его знания

об окружающей действительности. Опираясь только на собственный опыт, мы постоянно

страдаем от недостатка информации.

Логична ли такая ситуация, когда два человека, несогласных по одному вопросу, оба

правы? Нет, не логична: эта ситуация психологична. И она абсолютно реальна. Вы видите

молодую женщину; я вижу старую женщину. Мы смотрим на одну и ту же картинку, и мы

оба правы. Мы оба видим те же черные линии и те же белые пятна. Но мы интерпретируем

их по-разному, потому что были запрограммированы, чтобы интерпретировать их именно

по-разному.

И до тех пор, пока мы не будем ценить различий в восприятии, пока не будем ценить

друг друга и допускать возможность того, что мы оба правы, что наша жизнь не всегда

умещается в рамки подхода "или-или", что почти всегда существует третья альтернатива, –

до тех пор нам ни за что не удастся преодолеть ограничений, налагаемых нашими

программами.

Пусть я могу видеть только старуху. Но я сознаю, что вы видите что-то другое. И я

ценю вас. Я ценю ваше восприятие. Я хочу вас понять.

И когда я убеждаюсь, что мы воспринимаем что-то по-разному, я говорю:

– Вот это да! Вы видите это иначе! Помогите и мне увидеть то, что видите вы.

Если два человека имеют одно и то же мнение, один из них не нужен. Мне совершенно

не интересно общаться с тем, кто тоже видит только старуху. Я не хочу разговаривать,

общаться с тем, кто во всем со мной соглашается. Я хочу общаться с вами, потому что вы

видите это иначе. И я ценю это различие.

Таким образом, я не только расширяю свой кругозор, я и вас укрепляю в вашем

мнении. Я предоставляю вам психологический кислород. Я снимаю ногу с педали тормоза и

нейтрализую ту негативную энергию, которую вы могли бы направить на защиту своей

позиции. Я создаю условия для синергии.

Важность такого отношения к различиям хорошо проиллюстрирована в часто

цитируемой сказке "Школа зверей", педагога Р.Х. Ривза:

"Однажды животные решили совершить что-то грандиозное в духе "нового времени" и

открыли школу. Они решили, что в число предметов войдут бег, лазанье по деревьям,

плавание и полеты. Для простоты организации все животные занимались по общей

программе. Утка превосходно – даже лучше преподавателя – плавала и получала отличные

оценки за полеты, но здорово отставала в беге. Из-за этого ей пришлось часто оставаться в

школе после уроков и даже бросить плавание для того, чтобы практиковаться в беге. Так

продолжалось до тех пор, пока ужины перепончатые лапки не износились до такой степени,

что даже по плаванию она скатилась на уровень посредственных отметок. Но школа

допускала такие отметки, и по этому поводу никто, кроме самой утки, не переживал. Вначале

кролик был отличником по бегу, но затем с ним случился нервный срыв от перевозбуждения,

связанного с обучением плаванию.

Белка отлично лазала по деревьям, до тех пор пока ее не постигло жестокое

разочарование, когда преподаватель полетов потребовал от нее взлететь с земли вверх, в то

время как она привыкла летать с верхушки дерева вниз. Кроме того, от переутомления у нее

начались судороги и она схватила тройку по лазанью и двойку по бегу.

Орел оказался трудным ребенком и нуждался в соответствующем строгом обращении.

На занятиях по лазанью он быстрее всех достигал вершины дерева, отстаивая при этом право

пользоваться собственным методом.

В конце года какой-то ненормальный угорь, великолепно плававший, а также

бегающий, лазающий по деревьям и немного летающий, оказался лучшим учеником – и

именно ему поручили выступить с прощальной речью на выпускном вечере. Луговые

собачки от обучения в школе воздержались и потребовали возврата уплаченных ими

налогов, так как администрация школы не включила в программу прорывания нор и

подземных ходов. Они отдали своих детишек на обучение к барсуку, а затем вместе с

хомяками и сусликами открыли преуспевающую частную школу".

АНАЛИЗ СИЛОВОГО ПОЛЯ

Во взаимозависимой ситуации синергия особенно могущественна при противостоянии

негативным силам, препятствующим развитию и переменам.

Социолог Курт Левин создал модель "Анализа силового поля", в которой всякое

текущее состояние деятельности или бытия рассматривается как некое балансирование

между движущими силами, стимулирующими развитие, и сдерживающими силами,

развитию препятствующими.

Движущие силы обычно бывают позитивными, разумными, логичными, осознанными и

экономическими. Напротив, сдерживающие силы чаще всего бывают негативными,

эмоциональными, нелогичными, неосознанными и социально-психологическими. И те и

другие силы вполне реальны, и их следует учитывать, имея дело с переменами.

Представьте себе, что в вашей семье существует определенный "климат" –

определенный уровень позитивного или негативного взаимодействия, определенный уровень

защищенности или незащищенности при выражении чувств или озабоченности,

определенный уровень уважительности или неуважительности в общении между членами

семьи.

Вы можете захотеть изменить этот уровень. Вы можете захотеть создать климат более

позитивный, более уважительный, более открытый и более доверительный. Причины,

которые мотивируют вас на это, представляют собой движущие силы, направленные на

повышение уровня.

Но одного увеличения движущих сил недостаточно. Вашим усилиям противостоят

сдерживающие силы – дух соперничества между детьми в семье, различные представления о

том, какими должны быть семейные отношения у вас и вашего супруга, устоявшиеся

традиции, работа или что-то еще, претендующее на ваше время и энергию.

Наращивание движущих сил может принести результаты – на некоторое время. Но в

присутствии сдерживающих сил наращивать движущие силы будет все труднее. Это похоже

на сжимание пружины: чем сильнее давишь, тем труднее ее удерживать, и в конце концов

сила пружины одним ударом возвращает все в прежнее состояние.

Эффект маятника, когда все возвращается в исходное состояние, после нескольких

попыток создает у вас впечатление, что люди "таковы, каковы есть" и что "изменить их

очень трудно".

Но, стремясь к достижению синергии, вы используете мотивацию Навыка 4, умения

Навыка 5 и взаимодействие Навыка 6 для прямого воздействия на сдерживающие силы. Вы

создаете атмосферу, в которой можно свободно, без опасения говорить об этих силах. Вы их

размораживаете, освобождаете и постигаете их заново, преобразовывая эти сдерживающие

силы в движущие. Вы вовлекаете других в суть проблемы, погружаете в нее, так что они,

пропитываясь ею, начинают считать ее своей проблемой и стремятся принять активное

участие в ее решении.

В результате создаются новые, совместные цели, и все развивается, причем часто таким

способом, которого никто не мог ожидать. И радостное воодушевление, связанное с этим

поступательным развитием, создает новую культуру. Люди, вовлеченные в нее, крепко

переплетены друг с другом возникшими отношениями и вдохновлены новым, свежим

мышлением, новыми творческими перспективами и возможностями.

Несколько раз мне приходилось принимать участие в переговорах между

озлобленными друг на друга людьми, нанимавшими для отстаивания своих позиций

адвокатов. И все это лишь усугубляло проблему, так как межличностное общение рушится,

когда дело доходит до официального языка закона. Но уровень доверия между этими

людьми был настолько низким, что обеим сторонам казалось, будто иного выхода, кроме

обращения в судебные инстанции, не существует.

–Не хотели бы вы попробовать прийти к решению "Выиграл/Выиграл", которое бы

устроило обе стороны? – спрашивал я.

Ответ, как правило, был утвердительным, хотя большинство людей считало, что такое

решение невозможно.

–Были бы вы готовы начать процесс подлинного общения друг с другом, если бы я

смог убедить другую сторону согласиться на это?

И снова в ответ звучало "да".

Почти в каждом случае результаты оказывались потрясающими. Проблемы, которые в

течение месяцев являлись предметом юридического и психологического торга, разрешались

за пару часов или дней. Большинство решений были не компромиссными, которые выносит

суд, а синергитическими, превосходящими те, что предлагались ранее каждой из сторон. И в

большинстве случаев отношения между сторонами продолжали развиваться, даже если

сначала казалось, что уровень доверия настолько низок и брешь в отношениях настолько

велика, что восстановить их уже невозможно.

Участник одного из наших семинаров для руководителей рассказал о том, как

постоянный покупатель возбудил иск против производителя, обвинив его в невыполнении

поставок Каждая сторона была уверена в собственной правоте, считая поведение противника

неэтичным, а самого его не достойным доверия.

Но стоило им применить на практике Навык 5, как выяснились две вещи Во-первых

изначальные проблемы общения привели к недопониманию, которое впоследствии вылилось

в упреки и взаимные обвинения. Во-вторых: обе стороны с самого начала действовали,

исходя из добрых намерений, и совершенно не хотели прибегать к судебному

разбирательству, но не видели иного выхода.

Как только стороны прояснили эти два обстоятельства, возобладал дух Навыков 4, 5 и 6

и проблема была быстро разрешена, а отношения между партнерами продолжали успешно

развиваться.

А вот другой случай. Рано утром ко мне позвонил бизнесмен, занимающийся

обустройством и продажей крупных земельных участков Он отчаянно нуждался в помощи.

Банк собирался отказать ему в праве выкупа закладной на землю в следствие нарушения

сроков платежей за кредит Чтобы избежать этого он подал на банк в суд. Этому человеку

требовалось дополнительное финансирование для завершения работ по обустройству

крупного участка и его продажи, с тем, чтобы затем расплатиться с банком Однако банк

отказывался предоставить ему дополнительные средства, пока он не произведет

запланированные выплаты Это была проблема "курицы и яйца" в сфере финансов.

На тот момент состояние проекта было печальным Улицы стали зарастать сорняками и

превращаться в пустыри, а владельцы нескольких построенных домов, обнаружив, что

стоимость их недвижимости упала, приготовились к схватке. Городские власти тоже были

озабочены тем, что проект обустройства "такого отличного района" отстает от графика и

становится бельмом на глазу. Судебные издержки обошлись сторонам уже в несколько

десятков тысяч долларов, а само дело несколько месяцев ожидало своей очереди для

рассмотрения в суде.

Оказавшись в отчаянном положении, этот бизнесмен вынужден был согласиться

испытать в этой ситуации принципы, заложенные в Навыках 4, 5 и 6. Он договорился о

встрече с официальными представителями банка, которые были настроены крайне

скептически.

Встреча началась в восемь утра в одном из конференц-залов банка. Напряжение и

недоверие ощущались почти физически. Юрист банка призвал представителей

администрации хранить молчание. Они должны только слушать, а говорить будет он. Юрист

не хотел, чтобы произошло что-то, способное скомпрометировать позицию банка в суде.

В течение первых полутора часов я излагал суть навыков 4, 5 и 6. В 9.30 я подошел к

доске и письменно изложил наше понимание интересов банка. Сначала представители

банковской администрации не произносили ни слова, но чем активней мы демонстрировали

свои намерения в духе "Выиграл/ Выиграл" и стремление в первую очередь понять партнера,

тем больше они открывались для того, чтобы что-то объяснить и уточнить.

Как только они почувствовали, что мы их понимаем, вся атмосфера абсолютно

изменилась, и возникло радостное возбуждение от ощущения возможности решить проблему

мирным путем. Несмотря на протесты юриста, представители банка открылись настолько,

что заговорили даже о личных интересах:

– Как только мы выйдем отсюда, президент первым делом спросит: "Вернулись ли к

нам наши деньги?" Что мы ему скажем?

К одиннадцати часам представители банка все еще были убеждены в своей правоте, но,

чувствуя, что их понимают, уже отказались от оборонительной и высокомерной позиции. К

этому моменту они уже достаточно открылись для того, чтобы выслушать заботы

бизнесмена, которые мы тоже записали на другой части доски. Это привело к глубокому

осознанию обеими сторонами того, насколько предшествующее неэффективное общение

повинно во взаимном непонимании и возникновении нереалистичных ожидании, а также

того, что продолжение взаимодействия в духе "Выиграл/Выиграл" способно в дальнейшем

предотвратить зарождение серьезных проблем.

Общее ощущение острого хронического недуга, соединенное с осознанием реальных

шагов, совместно сделанных в сторону выздоровления, способствовало поддержанию

общения. К полудню, когда настала пора завершать встречу, участники ее были настроены

позитивно, творчески и синергитически. Они решили продолжить разговор.

Самое первое предложение, сделанное бизнесменом, всеми было расценено как первый

шаг в направлении "Выиграл/ Выиграл". Оно было подхвачено синергитическим процессом

и усовершенствовано, а к 12.45 бизнесмен с двумя сотрудниками банка покинули зал

заседаний, унося с собой план для совместного представления его Ассоциации

домовладельцев и правительству города. Несмотря на все возникшие впоследствии

трудности, суда удалось избежать, а работа по проекту застройки была продолжена и

успешно завершена.

Я не хочу сказать, что в суд вообще никогда не следует обращаться. В некоторых

случаях это совершенно Необходимо. Но я рассматриваю суд как последнее, а не первое

средство. Если судом воспользоваться слишком рано, возможно даже в превентивных целях,

то возникший страх и парадигма судебного вмешательства выразятся в мышлении и

действиях, далеко не синергитических.

ВСЕ В ПРИРОДЕ СИНЕРГИТИЧНО

"Экология" – это слово, описывающее синергию в природе, – всё взаимосвязано со

всем, всё взаимодействует со всем. Именно при взаимодействии людей их творческая

энергия достигает максимума. Точно так же и истинная сила Семи Навыков заключена в их

взаимодействии друг с другом, а не просто в каждом навыке по отдельности.

Сила взаимодействия между частями проявляется и при создании синергитической

культуры внутри семьи или организации. Чем сильнее их члены вовлечены в анализ и

решение проблем, чем искреннее и продолжительнее их участие в этом процессе, тем больше

творческая отдача каждого и приверженность к тому, что он созидает. Я убежден, что

именно в этом заключается сила японского подхода к ведению бизнеса, изменившего

ситуацию на мировом рынке.

Синергия работает. Синергия – это верный принцип. Она является высшим

достижением всех предшествующих навыков. Синергия – это эффективность во

взаимозависимой реальности. Это – строительство команды, работа в команде, развитие

сплоченности и творческого взаимодействия с другими людьми.

Хотя вы и не можете контролировать парадигмы других людей и сам синергитический

процесс, главные факторы синергии лежат внутри вашего Круга Влияния.

Ваша собственная внутренняя синергия целиком находится в этом круге. Вы способны

относиться с уважением к обеим сторонам своей натуры – к аналитической и к творческой.

Вы способны ценить различия между ними и использовать их в качестве катализатора

творческого процесса.

Вы способны сохранять свою внутреннюю синергию, даже находясь во враждебном

окружении. Вы не должны воспринимать нападки как личное оскорбление. Вы способны

уклониться от восприятия негативной энергии. Вы способны увидеть хорошее в других и

использовать это хорошее для уточнения своей точки зрения и расширения своего взгляда на

вещи.

Вы способны во взаимозависимых ситуациях проявить смелость, необходимую для

того, чтобы открыться, чтобы выражать свои идеи, чувства, делиться своим опытом таким

образом, чтобы вдохновить других людей открыться вам навстречу.

Вы способны ценить отличия других людей от вас. Если кто-то не согласен с вами, вы

можете сказать:

– Прекрасно! Вы видите это по-другому!

Вы не обязаны соглашаться с другой точкой зрения – достаточно признать за ней право

на существование. И вы можете постараться понять ее.

Если вы видите лишь два варианта решения – ваш и "неправильный", – вы способны

приступить к поискам третьей альтернативы. Третья альтернатива существует почти всегда,

и если вы действуете в согласии с философией "Выиграл/Выиграл" и действительно

стремитесь понять, то, как правило, вы можете найти решение, которое для всех окажется

наилучшим.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Вспомните человека, который обычно видит все иначе, чем вы. Подумайте о способах

использования этих отличий в качестве ступенек, ведущих к решениям в духе третьей

альтернативы. Скажем, вы могли бы спросить мнение этого человека о реализуемом в

настоящее время проекте или возникшей проблеме, ценя его вероятное отличие от вашей

точки зрения

2. Составьте список людей, вызывающих у вас раздражение. Представляют ли они

точки зрения, отличающиеся от ваших, которые могли бы привести к синергии, если бы вы

обладали большей внутренней уверенностью в себе и ценили различия?

3. Определите реальную ситуацию, в которой вам хотелось бы добиться более

плодотворного сотрудничества и синер гии. Какие условия необходимо обеспечить для

поддержа ния синергии? Что вы можете сделать для создания этих условий?

4. В следующий раз, когда у вас возникнет разногласие или спор с другим человеком,

попытайтесь понять интересы, лежащие в основе его позиции. Продемонстрируйте твор

ческий и взаимовыгодный подход к проблеме с учетом этих интересов.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ОБНОВЛЕНИЕ

НАВЫК 7

ЗАТАЧИВАЙТЕ ПИЛУ

ПРИНЦИПЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО

САМООБНОВЛЕНИЯ

КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА Я ВИЖУ, К

КАКИМ

СЕРЬЕЗНЫМ

ПОСЛЕДСТВИЯМ

ПРИВОДЯТ МЕЛОЧИ... Я ДУМАЮ О ТОМ,

ЧТО МЕЛОЧЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

БРЮС БАРТОН

П редставьте, что, бродя по лесу, вы наталкиваетесь на человека, который с

ожесточением пилит дерево.

—Что это вы делаете? – интересуетесь вы.

—Сами что ли не видите? – следует ответ. – Я пилю дерево!

—Вы выглядите очень уставшим, – сочувствуете вы. – Давно уже пилите?

—Да уже больше пяти часов! – отвечает человек. – Еле на ногах стою. Нелегкая это

работа!

—Так почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? –

советуете вы – Убежден, работа пойдет гораздо быстрее!

–Нет у меня времени пилу затачивать! – восклицает человек. – Мне пилить надо!

Навык 7 требует выделять время для заточки пилы. Он замыкает в кольцо все

остальные навыки, так как именно благодаря ему их применение становится возможным.

ЧЕТЫРЕ ФАКТОРА ОБНОВЛЕНИЯ

Навык 7 – это ваши личные ресурсы и средства (РС). Он сохраняет и развивает самый

ценный ваш ресурс – вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры –

физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное.

Большинство жизненных философий прямо или косвенно отталкиваются именно от

этих измерений, хотя называться они могут иначе. Так, философ Герб Шеперд описывает

здоровый образ жизни в виде баланса четырех ценностей: перспективы (духовное

измерение), автономии (интеллектуальное), связанности (социальное) и тонуса

(физическое). Признанный гуру Джордж Шихан приводит четыре роли человека: хорошее

животное (физическое измерение), хороший специалист (интеллектуальное), хороший друг

(социальное) и святой (духовное). Любая убедительная теория мотивации и организации

включает в себя эти четыре измерения – экономику (физическое измерение), обращение с

людьми (социальное), развитие и реализацию человеческого потенциала (интеллектуальное)

и смысл деятельности, вклад, вносимый организацией (духовное).

Принцип "затачивайте пилу" требует от нас учета всех четырех измерений. Он

означает, что мы должны регулярно и последовательно развивать их самым разумным и

сбалансированным образом.

Для этого надо быть проактивным. Расходование времени на "затачивание пилы" –

действие, определенно относящееся к Квадрату II и требующее от нас инициативы. Действия

из Квадрата I в силу своей срочности нашей инициативы не требуют. Квадрат I сам

постоянно давит на нас. Но в целях развития своих РС мы должны сами оказывать давление

на себя до тех пор, пока деятельность в Квадрате II не превратится для нас в полезную

привычку – в навык. Наши РС находятся в центре нашего Круга Влияния, и никто кроме нас

не сможет обеспечить их развития. Мы должны постараться для себя сами.

Это – самое выгодное, самое большое вложение из тех, которые мы когда-либо в жизни

делаем. Это инвестиция в самих себя – в единственный инструмент, которым мы

располагаем, для того, чтобы справляться с трудностями жизни и вносить свой личный

вклад. Мы сами являемся инструментами в своей собственной деятельности, и, чтобы быть

эффективными, мы должны признать всю важность регулярного "затачивания пилы" во всех

четырех измерениях.

ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Физическое измерение предусматривает эффективную заботу о своем физическом

состоянии: употребление правильной пищи, обеспечение достаточного отдыха, регулярные

физические упражнения.

Физические упражнения относятся к делам Квадрата II, к тем действиям высшего

порядка, которые большинство из нас не выполняет, поскольку они не являются срочными.

А так как мы их не выполняем, то рано или поздно оказываемся в Квадрате I, вынужденные

бороться с проблемами здоровья и кризисными ситуациями, являющимися естественным

результатом нашего пренебрежения физическими занятиями.

Большинство из нас считает, что не располагает временем для физических упражнений.

Что за порочная парадигма! Мы не располагаем временем, чтобы их не делать. Речь идет о

выделении от трех до шести часов в неделю – то есть минимум тридцати минут в день,

ежедневно. Вряд ли это можно назвать чрезмерной затратой времени, учитывая то

чрезвычайно полезное воздействие, которое окажут наши упражнения на остальные 162–165

часов недели.

И для этого вам не нужно никаких особых приспособлений. Вы, конечно, можете

расширить свои возможности и отправиться в спортивный зал или на стадион и

воспользоваться гимнастическими снарядами или поиграть в теннис. Но для "затачивания

пилы" это не обязательно.

Вы можете выполнять полноценную программу физических упражнений у себя дома.

Такая программа должна развивать в вашем теле выносливость, гибкость и силу.

Выносливость достигается благодаря аэробике, эффективной натренированности

сердечно-сосудистой системы, способности вашего сердца перекачивать кровь по всему

телу.

Хотя сердце и является мышцей, вы не можете развивать его непосредственно. Его

можно развивать только опосредованно, через упражнения для групп мышц, в особенности –

ножных. Вот почему так полезны быстрая ходьба, бег трусцой, велосипед, плавание и

лыжные прогулки по пересеченной местности.

Вы в удовлетворительной физической форме, если можете довести свой пульс до ста

ударов в минуту и поддерживать его на этом уровне в течение тридцати минут.

В идеале следует стремиться к повышению частоты сокращений сердца, по крайней

мере, до шестидесяти процентов от вашей максимальной нормы. Максимальная норма

обычно получается вычитанием вашего возраста из 220. Таким образом, если вам 40 лет, вы

должны стремиться к нагрузкам, повышающим пульс до 108 ударов в минуту (220 – 40 =

180; 180 х 0.6 = 108). "Тренировочный эффект" обычно наступает при увеличении частоты

сердечных сокращений на 72 – 87 процентов от вашей максимальной частоты пульса.

Гибкость достигается благодаря растягиванию. Большинство специалистов

рекомендуют разогревать мышцы перед занятиями аэробикой и охлаждать их растягиванием

после. Перед занятиями мышцы расслабляют и согревают, готовя к интенсивным

упражнениям. После занятий растягивание способствует рассеиванию молочной кислоты,

так чтобы в мышцах не ощущалось боли и напряжения

Сила приходит благодаря упражнениям на мускульное сопротивление – простым

гимнастическим упражнениям, отжиманиям, подтягиванию, приседаниям и упражнениям с

нагрузками. В какой мере вы хотите развить у себя силу, зависит от вашей ситуации. Если вы

заняты физическим трудом, то силовые упражнения разовьют ваши профессиональные

возможности. Если же вы в основном заняты сидячим трудом и успех в вашей жизни не

сопряжен с обладанием большой физической силой, возможно, вам будет достаточно

гимнастики в сочетании с аэробикой и упражнениями на растяжение.

Как-то раз я оказался в гимнастическом зале вместе со своим приятелем, доктором наук

в области физиологии физического развития. Он занимался силовыми упражнениями и

попросил меня "подстраховать" его во время упражнений со штангой. Он предупредил меня,

что скажет, когда нужно будет принять у него вес, и строго добавил: "Но только по моему

сигналу!"

Я стоял и смотрел, как он тренируется, готовясь в любой момент принять от него

штангу Руки приятеля ходили вверх-вниз, вверх-вниз Я видел, что ему становилось все

труднее и труднее. Но он продолжал свою работу. Когда в очередной раз он начал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: