Законы любви и законы жизни 10 страница

подчеркивал. Рыцарь дал ей новое имя – Дульсинея, – и это новое имя привело к новой

парадигме.

Сначала девушка отвергала эту новую установку, слишком силен был старый сценарий.

Она отталкивала рыцаря от себя как безумного фантазера. Однако тот не сдавался. Он

постоянно вносил вклады безусловной любви, и они постепенно проникали в сценарий его

любимой. Они проникали все глубже и глубже, к самой ее сути, к ее скрытым возможностям,

и, наконец, девушка начала отвечать на любовь. Мало-помалу она стала изменять свой образ

35 Мюзикл Фрэнсиса Лея, в основу которого лег известный Роман Мигеля Сервантеса "Дон-Кихот".

(Прим. перев.)

жизни. Она верила в то, что делала, и исходила из новой парадигмы, приводя этим в

смятение всех, кто ее знал.

Позднее, когда ее снова потянуло к прежней парадигме, рыцарь призвал ее к своему

смертному одру, спел ей прекрасную песню "Несбыточная мечта" и, заглянув в ее глаза,

прошептал: "Помни всегда, твое имя Дульсинея..."

Один из классических примеров самореализующихся пророчеств – это история о том,

как в Англии в одном университете был неправильно запрограммирован компьютер. По

итогам теста, проведенного в конце семестра, он назвал "слабой" группу, в которой учились

"сильные" студенты, а группу, в которой учились "слабые" студенты, он назвал "сильной". А

в начале учебного года эти компьютерные данные стали главным критерием, на основе

которого преподаватели формировали свои парадигмы в отношении студентов.

Когда спустя пять с половиной месяцев администрация наконец обнаружила ошибку,

было решено провести повторное тестирование студентов, ни кому не рассказывая о том, что

произошло. Результаты были ошеломляющими. Интеллектуальный коэффициент "сильных"

студентов существенно снизился. К ним относились, как к людям интеллектуально

ограниченным, не способным к сотрудничеству и трудно поддающимся обучению.

Парадигмы преподавателей обернулись самореализующимся пророчеством.

В то же время у "слабых" студентов показатели выросли. Преподаватели относились к

ним, как к отличникам. Их энергия, надежда и оптимизм были, отражением высокой оценки

способностей каждого из студентов и соответствующих этой оценке высоких ожиданий.

Этих преподавателей спросили, как у них шли дела в первые недели семестра.

– Почему-то наши обычные приемы не действовали, – ответили они. – И нам пришлось

изменить методику преподавания.

Компьютерная информация свидетельствовала о том, что студенты были из категории

"сильных". Поэтому, столкнувшись с неудачей, преподаватели решили, что виной тому

неправильная методика. Они изменили методику. Они вели себя проактивно и действовали в

своем Круге Влияния. А кажущаяся неспособность студентов к учебе была лишь

свидетельством отсутствия гибкости у преподавателей.

Как мы отражаем других людей? И насколько сильно это отражение влияет на их

жизни? Мы так много можем вложить на Эмоциональные Банковские Счета других людей!

Чем в большей степени наше восприятие других людей основывается на их потенциальных

возможностях, тем в большей степени мы можем пользоваться именно воображением, а не

памятью, общаясь с женой или мужем, с детьми, с коллегами или подчиненными. Мы можем

отказаться от наклеивания ярлыков, так как при каждой встрече смотрим на этих людей

свежим взглядом. Мы можем помочь им реализовать их потенциал, стать независимыми

личностями, способными поддерживать глубокие, обогащающие и продуктивные отношения

с другими людьми. Гете говорил: "Если обращаться с человеком сообразно тому, каков он

есть, он останется таким, каков он есть. Если же обращаться с человеком сообразно тому,

каким он может и должен быть, то он станет таким, каким может и должен быть".

БАЛАНС В ОБНОВЛЕНИИ

Процесс самообновления должен включать в себя сбалансированное обновление всех

четырех измерений нашей натуры: физического, духовного, интеллектуального и социально-

эмоционального.

Хотя важным является обновление каждого из этих измерений, оптимально

эффективным этот процесс становится только тогда, когда он разумно сбалансирован и

затрагивает все четыре измерения. Пренебрежение одним из них окажет негативное влияние

на все остальные.

Я убедился в справедливости этого вывода как для отдельной человеческой жизни, так

и для жизни организации. Применительно к организации физическое измерение выражается

в экономических терминах. Интеллектуальное или психологическое измерение отражает

репутацию фирмы, ее развитие и использование талантов и способностей. Социально-

эмоциональное измерение связано с человеческими отношениями, с тем, как обращаются с

людьми. А духовное измерение связано с осознанием смысла деятельности организации

через определение ее предназначения, миссии, через ее цельность.

Когда организация пренебрегает какой-либо одной или несколькими из этих сфер, это

негативно отражается на всей организации в целом. Творческая энергия многих людей

которая могла бы воплотиться в огромной позитивной синергии, вместо этого направляется

против самой организации и становится силой, тормозящей развитие и рост

производительности.

Мне встречались организации, нацеленные исключительно на экономические

показатели – на добывание денег. Обычно они не называли эту цель открыто. Иногда они

говорили о каких-то других целях. Но их истинное желание заключалось в том, чтобы делать

деньги.

Каждый раз, сталкиваясь с такими организациями, я одновременно обнаруживал

внутри них огромное скопление отрицательной энергии, проявляющееся, например, в

соперничестве между отделами, в агрессивно-оборонительном стиле общения, в интригах и

диктате. Мы не можем процветать, не делая денег, но само по себе делание денег не является

достаточной причиной для существования организации. Мы должны есть, чтобы жить, но мы

не живем, чтобы есть.

И, напротив, я встречал такие организации, которые практически полностью

сосредотачивались на социально-эмоциональном измерении. Такие организации были чем-то

вроде социального эксперимента, их система ценностей не содержала экономического

критерия. Они не могли измерить или оценить свою эффективность, в результате чего они

теряли продуктивность и переставали котироваться на рынке.

Встречались мне и такие организации, которые заботились о развитии сразу трех из

перечисленных измерений, – скажем, думали о смысле деятельности и служении обществу,

стремились к высоким экономическим показателям, строили человеческие отношения между

сотрудниками. Однако при этом они пренебрегали выявлением, развитием, использованием

и признанием талантов своих сотрудников. А если эти психологические силы отсутствуют,

то возникает либерально-авторитарный стиль руководства, а внутри организации растет дух

противоречия, зреют разнообразные формы коллективного сопротивления, повышается

текучесть кадров и зарождаются другие глубокие, хронические проблемы.

Эффективность как организации, так и отдельного человека предполагает разумно

сбалансированное развитие и обновление всех четырех измерений. Пренебрежение любым

из четырех измерений приводит к возникновению отрицательного силового поля,

препятствующего развитию и снижающего эффективность. Организации и отдельные люди,

которые в своих личных миссиях уделяют внимание всем четырем измерениям, создают

благоприятные условия для сбалансированного обновления.

Этот процесс постоянного совершенствования является фирменным знаком Движения

за Всеобщее Качество и ключом к пониманию японского экономического чуда.

СИНЕРГИЯ В ОБНОВЛЕНИИ

Сбалансированное обновление создает оптимальные условия для достижения синергии.

Все, что вы предпринимаете ради "затачивания пилы" в любом из измерений, позитивно

отражается на остальных измерениях, поскольку все они в высшей степени взаимосвязаны.

Ваше физическое здоровье влияет на ваше интеллектуальное здоровье; ваша духовная сила

влияет на силу эмоционально-социальную. Совершенствуясь в одном измерении, вы

одновременно наращиваете свои возможности в других.

Семь Навыков Высокоэффективных Людей создают оптимальную синергию между

всеми четырьмя измерениями. Обновление любого измерения усиливает вашу способность

жить в соответствии хотя бы с одним из Семи Навыков. И хотя эти навыки представляют

собой последовательный ряд, совершенствование в одном из них синергитически усиливает

вашу способность овладения другими.

Чем более вы проактивны (Навык 1), тем более эффективными вы можете быть в

персональном лидерстве (Навык 2) и персональном управлении (Навык 3). Чем более

эффективны вы в управлении своей жизнью (Навык 3), тем больше обновляющих действий

из Квадрата II вы способны совершить (Навык 7). Чем в большей степени вы сначала

стремитесь понять (Навык 5), тем более эффективным будет ваш поиск синергитических

решений в духе "Выиграл/ Выиграл" (Навыки 4 и 6). Чем больше вы совершенствуетесь в

любом из навыков, ведущих к независимости (Навыки 1, 2 и 3), тем более эффективны вы

будете во взаимозависимых ситуациях (Навыки 4, 5 и 6). А обновление (Навык 7) – это

процесс обновления всех навыков.

Обновляя физическое измерение, вы развиваете свое персональное видение (Навык 1),

парадигму своего самосознания, свободной воли, проактивности и понимания того, что вы

можете действовать сами, вместо того, чтобы быть объектом чужого действия, что вы

можете выбирать свою собственную реакцию на любой раздражитель. В этом, пожалуй,

величайшая польза физических занятий. Каждая Ежедневная Личная Победа вносит вклад на

ваш личный счет внутренней безопасности и уверенности в себе.

Обновляя свое духовное измерение, вы развиваете свое персональное лидерство

(Навык 2). Вы развиваете свою способность жить, опираясь на воображение и совесть, а не

только на память. Вы развиваете способность глубоко понимать свои фундаментальные

парадигмы и ценности, формировать внутри себя ядро из верных принципов, определять

свою уникальную жизненную миссию, переписывать свой сценарий таким образом, чтобы

жить в гармонии с верными принципами и черпать энергию из собственных внутренних

источников. Богатая частная жизнь, создаваемая вами посредством духовного обновления,

становится колоссальным вкладом на ваш личный счет внутренней безопасности и

уверенности в себе.

Обновляя свое интеллектуальное измерение, вы развиваете свое персональное

управление (Навык 3). Занимаясь планированием, вы заставляете себя сосредоточиться на

высокопродуктивной деятельности Квадрата II, на приоритетных целях и делах. Это

способствует наиболее эффективному использованию вашего времени и вашей энергии. Вы

организуете себя и действуете на основе своих приоритетов. Постоянно занимаясь

собственным образованием, вы развиваете свою базу знаний и расширяете круг

возможностей. Ваша экономическая безопасность зависит не от вашей работы; она зависит

от вашей способности производить – думать, учиться, создавать, приспосабливаться к

ситуации. В этом заключается истинная финансовая независимость. Она не в обладании

материальными ценностями; она в способности производить материальные ценности. Это

ваше внутреннее свойство.

Ежедневная Личная Победа – выделение минимум одного часа в день на обновление

физического, духовного и интеллектуального измерения, – является ключом: к развитию в

себе Семи Навыков, а это целиком в пределах вашего Круга Влияния. Это ваше время,

которое вы фокусируете на Квадрате II и которое необходимо, чтобы вы могли

интегрировать эти навыки в свою жизнь и стать человеком, ориентированным на принципы.

Кроме того, это основа для Ежедневной Общественной Победы. Это источник

внутренней уверенности в себе, который необходим для "затачивания пилы" в социально-

эмоциональном измерении. Это наделяет вас силой концентрироваться на своем Круге

Влияния во взаимозависимых ситуациях, силой смотреть на других людей через парадигму

Менталитета Достаточности и по-настоящему ценить их различия и радоваться их успеху.

Это обеспечивает вас фундаментом для поиска истинного понимания, для выработки

синергитических решений в духе "Выиграл/Выиграл" и для применения Навыков 4, 5 и 6 во

взаимозависимой реальности.

ВОСХОДЯЩАЯ СПИРАЛЬ

Обновление – это принцип, – и процесс, – который побуждает нас двигаться по

восходящей спирали роста и перемен, по спирали постоянного совершенствования.

Чтобы восхождение по этой спирали было последовательным и исполненным смысла,

мы должны учитывать еще один аспект обновления, который относится к уникальным

свойствам человека и направляет это восходящее движение – нашу совесть. Говоря словами

мадам де Сталь36: "Голос совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он

настолько отчетлив, что его ни с чем нельзя спутать".

Совесть – это дар, который позволяет нам ощущать наше соответствие или

несоответствие верным принципам и который – если он достаточно развит – поднимает нас

до высоты этих принципов.

Подобно тому, как для высококлассного спортсмена жизненно необходима

"образованность" его нервов и мускулатуры, а для ученого – интеллектуальная

образованность, так для истинно проактивного, высокоэффективного человека необходима

образованность совести. Но развитие и образование совести требует большей концентрации,

более продуманной дисциплины, большей последовательности и честности в жизни. Они

требуют, чтобы мы регулярно наслаждались чтением вдохновляющей литературы, были

исполнены благородных помыслов и, прежде всего, жили в гармонии с тихим голосом своей

совести.

Подобно тому, как недоброкачественная пища и отсутствие тренировок способны

разрушить спортивную форму спортсмена, так все непристойное, грубое, грязное может

подпитывать темные стороны нашей природы, заглушать чувства высшего порядка и

заменять высшую совесть, задающуюся вопросом: "Что есть благо, а что есть зло?",

социальной совестью, озабоченной вопросом: "Узнают или не узнают?".

Даг Хаммаршельд говорил:

"Невозможно, заигрывая с животным началом в себе, не становиться при этом

животным, заигрывать с ложью и не утратить право на истину, заигрывать с жестокостью и

не утратить при этом душевной чуткости. Тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и

благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков".

Поскольку мы обладаем самосознанием, мы должны выбирать цели и принципы для

своей жизни, так как в противном случае вакуум будет заполнен, а мы утратим свое

самосознание и уподобимся пресмыкающимся, которые существуют только ради выживания

и размножения. Люди, существующие на подобном уровне, не живут; они прозябают или так

сказать подвергаются жизни. Они реагируют на внешние раздражители, не подозревая о

своих уникальных свойствах, дремлющих у них внутри в неразвитом состоянии.

И ведь нельзя ускорить развитие этих свойств, нельзя каким-то образом "срезать угол".

Здесь правит закон урожая: что посеешь, то и пожнешь, не больше и не меньше. Закон

справедливости неизменен, и чем теснее мы свяжем себя с верными принципами, тем точнее

мы сможем судить о том, как устроен мир, и тем точнее будут наши парадигмы – карты,

36 Мадам де Сталь (баронесса де Сталь–Гольштейнская, Анна Луиза Жермена), 1766–1817, –

французская писательница. (Прим. перев.)

благодаря которым мы ориентируемся в жизни.

Я считаю, что, двигаясь по восходящей спирали роста и развития, мы должны

демонстрировать свое старательное отношение к процессу обновления, занимаясь

образованием своей совести и следуя ей. Постоянно развиваемая и просвещаемая совесть

поведет нас по дороге увеличения личной свободы, безопасности, мудрости и энергии.

Движение по восходящей спирали требует, чтобы мы узнавали новое, брали

обязательства и действовали, поднимаясь с каждым разом на новый виток. Мы только

обманываем себя, полагая, что можно обойтись каким-то одним из этих элементов. Чтобы

постоянно двигаться вперед, мы должны узнавать, брать обязательства и действовать, и

снова – узнавать, брать обязательства и действовать, и опять – узнавать, брать обязательства

и действовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: