Трансакционные издержки в дистрибьюции

Среди базисных логистических активностей, определяющих коммерческий успех фирмы на рынке, главная роль принадлежит сбыту. Выделяя собственно логистические проблемы в сбыте, необходимо, остановиться на таких ключевых активностях, как дистрибьюция и физическое распределение. В то же время в последние годы наметилась тенденция расширенного понимания дистрибьюции с включением в ее сферу дополнительных функций по продажам продукции и сервису.

Дистрибьюция – это комплексная логистическая активность, заключающаяся в продвижении продукции от производителей к потребителям, с использованием совершенной организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса.

Многие фирмы, чаще всего крупные корпорации, стремятся создавать фирменные дистрибутивные сети для обеспечения полного контроля над рынком сбыта продукции. Однако это требует значительных затрат в строительство и организацию складского хозяйства, транспортировку, грузопереработку, управление запасами и т.д.

Каждой отдельной функции в дистрибьюции соответствуют определенные издержки: затраты создания и управления запасами, транспортные расходы, трансакционные издержки, связанные с поиском логистических партнеров в дистрибутивной сети, оформлением договоров, передачей прав собственности на продукцию.

Рассмотрим природу возникновения трансакционных издержек.

Во – первых, это затраты, связанные с совершением сделки: затраты поиска информации, изучения ситуации на рынке, затраты на ведение переговоров и заключение контракта, затраты по контролю за соблюдением условий договора.

Автором теории трансакционных издержек является лауреат Нобелевский премии по экономике Р. Коуз. В своей работе «Природа фирмы» (1937) он связывал понятие трансакционных издержек в широком смысле с затратами для обеспечения обмена, с ведением различных форм деловой практики: выбор партнеров, типов контрактов, выбор предлагаемых продуктов и услуг, которые могут при этом меняться.

Их возникновение Р. Коуз объясняет следующим образом: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются и так далее».

Р. Коуз утверждает, что влияние трансакционных издержек на экономическую систему заключается в том, что их существование будет подталкивать желающих торговать к введению различных форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках.

По оценкам западных экспертов, удельный вес трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы составляет при их функционировании на традиционных рынках от 1,5 до 5 %, а при выходе на новые рынки сбыта увеличивается до 10 – 15 %. Значительная доля трансакционных издержек в развитых странах вызвана ростом количества потенциальных субъектов хозяйственных связей и числа осуществляемых ими трансакций.

В странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных затрат обусловлен неотработанным механизмом взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства. Кроме того, большое влияние на состав и структуру трансакционных издержек оказывают особенности рынков сбыта конкретной продукции.

Трансакционные издержки включают в себя множество составляющих, значительная часть которых имеет в практическом плане логистический характер:

– стоимость ресурсов, используемых для нахождения торговых партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной операции, а также затраты времени на достижение соглашения;

– плата за посреднические услуги, рекламные расходы и стоимость времени и усилий, затраченных на поиск торговых партнеров;

– расходы на обеспечение экономической безопасности фирмы;

– затраты на транспортировку товаров от пункта приобретения к месту их использования.

Стремление оптимизировать трансакционные издержки является существенным стимулом для участия, как в коммерческой деятельности, так и в процессе установления и перераспределения права собственности. Рыночные условия предпринимательской деятельности и права собственности взаимосвязаны и взаимотрансформируемы, что возможно, если трансакционные издержки достаточно малы и информация о них может быть получена свободно.

Правительственные органы, устанавливая права собственности на ресурсы и разрабатывая механизм, позволяющий обменивать эти права при низких издержках, могут способствовать повышению эффективности деятельности предприятий и экономики в целом. Этот феномен выражен в теореме Р. Коуза – проблемы внешних эффектов при отсутствии или малом уровне трансакционных издержек могут быть успешно решены посредством частного соглашения вне зависимости от изначальной принадлежности прав собственности. Применение теоремы Коуза неэффективно, если затраты на формирование логистических каналов столь высоки, что они превосходят выгоду от их использования. Кратко суть теоремы Коуза можно выразить так: субъект, способный извлечь из обладания правом собственности наибольшую выгоду, приобретает это право у того, для кого оно представляет меньшую ценность.

Выделяют следующие категории трансакционных издержек:

– затраты поиска информации о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг;

– затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контракта;

– «надзорные затраты» (по контролю за соблюдением условий договора);

– затраты по юридической защите контракта (например, судебные расходы в случае его нарушения).

При высокоразвитом разделении труда товародвижение предполагает многократный переход продукта от одного товаропроизводителя к другому. Теоретически это может привести к такому росту трансакционных издержек, что многие субъекты решили бы отказаться от участия в рыночном обмене. Наличие значительных трансакционных издержек побуждает изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. Одним из действенных направлений минимизации трансакционных издержек и выступает логистика и формирование логистических структур.

Логистический аспект принятия решения заключается, по существу, в ответе на вопрос: где выгоднее осуществлять трансакцию – внутри фирмы (не прибегая крыночному инструментарию) или с помощью посредничества рынка? В пределах фирмы, безусловно, видны преимущества – сокращаются издержки поиска партнеров, отсутствует необходимость постоянного перезаключения контрактов, экономические отношения характеризуются устойчивостью и стабильностью. Таким образом, трансакционные издержки выступают в качестве критерия целесообразности границ фирмы, иными словами, они предопределяют оптимальный размер фирмы.

При прочих равных условиях фирма будет тем больше, чем меньше издержки организации и чем медленнее растут эти издержки с умножением организуемых трансакций. Причины же, ограничивающие бесконечный рост размера фирмы, таковы: чем больше трансакций организует предприниматель, тем вероятнее, что эти трансакции будут осуществляться в разных местах, либо будут очень разнообразными. Это является добавочной причиной падения эффективности с ростом размера фирмы.

Трансакционные затраты – это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50 % общих затрат.

Трансакционные затраты, в свою очередь, можно подразделить в соответствии со следующими позициями:

1.Поиск клиентов – сбор информации, налаживание контактов, координация взаимодействия, обмен данными.

2.Переговоры – выдача запроса, подготовка предложений, ведение переговоров, заключение договора.

3.Обеспечение интересов сторон – научные исследования и разработки, соглашение о гарантии качества.

4.Процесс обмена – транспортные и складские операции.

5.Контроль – аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, окончательная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия.

6.Адаптация – подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных.

7.Корректировка субоптимальных договорных условий – отгрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, изменение рамочных условий.

8.Ослабление стратегических позиций – уход потребителей, сокращение рыночной доли.

9.Завершение сделки – исполнение платежных обязательств, увольнение лишнего персонала, оформление заключительной документации.

По частоте возникновения различают одноразовые и регулярные трансакционные затраты. К регулярным наряду с прямыми затратами обмена относятся все затраты, образующиеся при реализации и контроле торгового соглашения в процессе обменных отношений.

Первые три из перечисленных видов трансакционных затрат возникают до заключения договора – затраты по согласованию интересов Сторон. Трансакционные затраты с пятого по девятый вид появляются после заключения договора. Между этими группами видов затрат существует обратная зависимость: чем выше затраты до заключения соглашения, тем ниже последующие.

Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, а именно:

– стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной хозяйственной связи;

– плата за посреднические услуги;

– рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров;

– затраты на транспортировку ресурсов от пункта приобретения к месту их использования.

Трансакции могут быть внешними (рыночными) и внутрифирменными.

Рыночные и внутрифирменные трансакции образуют единое целое. Рыночная трансакция выполнения заказа клиента порождает целую сеть внутрифирменных трансакций по исполнению. В свою очередь, некоторые внутрифирменные трансакции порождают рыночные – закупка материалов и оборудования у поставщиков. Фирма может перевести свои некоторые внутрифирменные трансакции в рыночные, например, выделив подразделение в отдельное дочернее предприятие, с которым начинаются контрактные отношения. Возможны и обратные действия, приводящие к глубокой интеграции или поглощению предприятий.

Для рыночных трансакций выделяются следующие группы статей:

– поиск информации о товаре, клиенте и т. д;

– ведение переговоров и заключение контракта;

– мониторинг контрактной дисциплины;

– страхование от недобросовестного (оппортунистического) поведения партнеров;

– оценка качества товаров и услуг;

– разрешение претензий, защита от третьих лиц;

– разработка и поддержка правовых норм и стандартов.

О. Уильямсон выделяет основные причины возникновения трансакционных издержек:

– неадекватность представлений и недостаточная осведомленность участников. Эту причину экономисты называют «ограниченная рациональность». Люди стремятся рационально принимать решения или, по крайней мере, рационально объяснять свои поступки. Наиболее сильное влияние здесь оказывает низкий уровень образования и культуры, плохое качество информации и вообще информационный вакуум. Также сильное влияние оказывает высокая изменчивость условий бизнеса: рыночная конъюнктура, кризисы, взрывной рост;

– оппортунистическое поведение участников трансакции. Наиболее сильное влияние здесь оказывают нечеткое законодательство и низкий общий уровень доверия в обществе;

– отсутствие взаимозаменяемости товара или участника.

Для внутрифирменных трансакций выделяются такие статьи:

– поиск информации внутри организации;

– подготовка и принятие решений;

– контроль выполнения решений;

– оценка качества ресурсов и результата;

– разрешение споров;

– разработка и поддержка корпоративных стандартов.

Если в малых компаниях отсутствие корпоративных стандартов не приводит к росту трансакционных издержек, то в больших это сказывается на общей экономической эффективности бизнеса и на внутреннем климате компании. Масштабное использование информационных технологий сегодня позволяет снижать трансакционные издержки, что дает компаниям серьезные конкурентные преимущества.

Информационная система предприятия всегда выступает в двух направлениях:

1) система управления технологией работы людей и устройств;

2) система координации деятельности людей. Информационные системы, которые применяют эти аспекты в чистом виде:

– АСУ технологических процессов, координирующая действия технических устройств, программ и работающая на снижение трансакционных издержек;

– электронная почта, обслуживающая коммуникации людей и обеспечивающая снижение трансакционных издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: