Проектирование перевозочного процесса

Задача управления грузовыми перевозками в процессе физического движения товаров на пути от производителя к потребителям после формирования канала распределения сводится к следующим этапам:

1) выбор вида транспорта и определение видов транспортировки;

2) выбор вида грузовых перевозок и маршрутизация грузопотоков;

3) управление и контроль за движением транспорта в ходе доставки товаров по цепи.

Рассмотрим каждый из этих этапов. Выбор вида транспорта часто бывает безальтернативным и полностью определяется взаимным расположением производителя, центров консолидации и распределения, числом посредников и характером их деятельности, числом и расположением потребителей и их поведением в процессе закупочной деятельности.

В случае различных вариантов транспортировки выбор перевозок представляет собой сложную многофакторную задачу.

При осуществлении такого выбора следует учитывать свойства перевозимого груза и различных видов транспорта, которые были рассмотрены и классифицированы выше.

Кроме названных, на выбор сочетания видов транспорта влияют такие факторы, как:

– необходимость создания транспортных коридоров, т.е. такой части национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные по объему и (или) интенсивности более или менее постоянные перевозки между отдельными регионами;

– целесообразность создания транспортных цепей, т.е. таких перевозок или их этапов, когда при использовании даже различных видов транспорта сами грузы остаются в неизменном виде, представляя собой грузовой пакет или, что удобнее, стандартизованный контейнер;

– возможность технологической увязки и совместного планирования транспортировки с производством и выпуском готовой продукции и с процессом складирования;

– возможность в случае смешанных перевозок взаимоувязки и совместного планирования процессов транспортировки для различных видов транспорта.

Перемещение грузов совершается повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим.

Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл характеризуется высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель – достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.

Анализ показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, только подвижному составу, но есть и совместные этапы. К последним относятся этап погрузки, транспортирования и разгрузки: подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.

Процесс перевозки – совокупность операций от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико –химических свойств.

Процесс перемещения – совокупность погрузочных операции в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки.

Транспортный процесс – совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку.

Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется ездкой.

Операция перемещения – часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.

Транспортирование – операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.

Подход к организации перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства до места потребления.

Общими задачами управления грузоперевозками являются выбор оптимальных маршрутов и составление расписания перевозок.

Для типичных проблем расписания, предусматривающего много мест назначения и средств доставки, число способов использования транспорта огромно. В связи с этим весьма полезно рассмотрение одного из вариантов решения данной проблемы. Например, маршруты, которые составлены в виде цветка маргаритки (где нет пересекающихся путей и пересечения соседних маршрутов), представляют собой идеальную схему, где время остановки незначительно по сравнению с продолжительностью маршрута.

Такая схема решения может быть получена путем следующих операций:

1) выбрать наиболее удаленную точку маршрута;

2) найти следующую доступную точку, самую близкую к центру точек данной группы (цветка маргаритки). Добавить эту точку в маршрут транспортного средства, если позволяет его вместимость;

3) повторять шаг 2 до тех пор, пока транспортное средство не будет загружено полностью;

4) установить последовательность остановок, чтобы получился замкнутый маршрут;

5) найти следующую наиболее удаленную от склада точку, не включенную в лепестки, и повторить шаги 2–4.

Еще один способ для выбора оптимального маршрута воспользоваться пакетом прикладных программ MS Excel.Осуществим выбор оптимального маршрута при доставке продукции на склад из 12 мест закупок, с координатами (табл. 4.1).

Таблица 4.1.

Координаты производителей, посредников в регионах

Место закупки Координата X Координата У
    НО
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Допустим, место отправления машин расположено в точке с координатами 120, 90, автомобиль должен доставить продукцию из 12 точек размещения поставщиков и производителей Москвы и Московской области и Курской области, а затем вернуться на склад. Занесем координаты точек из табл. 4.1 в программу поиска оптимальных маршрутов.

Формирование маршрутов таким способом дает хорошие результаты, соперничающие с математическими методами решения задач. Оно удобно, в случае если объем транспортного средства позволяет забрать всю продукцию поставщиков из всех точек размещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: