Жизненный цикл логистических структур

Одним из современных научных направлений изучения экономической эволюции является исследование жизненного цикла экономических систем, структур (компаний, банков), жизненного цикла товара, услуг. Подобные исследования открывают большие возможности по прогнозированию жизненного цикла компаний, бключая логистистические, банков и т. д. Эти исследования являются предметом изучения эволюционной экономики и новейшего экономического направления – эконофизики. Эволюционная экономика – одно из альтернативных направлений экономической науки, входящей в семейство естественных наук, предметом изучения которой являются эволюционные процессы в экономике. Эконофизика также изучает экономические эволюционные процессы и позволяет применить современные эволюционные модели, результаты научных исследований нелинейных процессов к анализу поведения финансовых рынков, различных экономических процессов, включая эволюцию компаний, корпораций, жизненные циклы товаров.

Жизненный цикл логистической услуги как товара, коммерческого продукта определяется эволюцией от менее устойчивого спроса на нее (первоначального распределения услуги по рынку без устойчивого спроса) к более устойчивому (насыщению логистической услугой рынка, занятию свободных «ниш», устойчивому спросу) с последующим завершением или продолжением жизненного цикла. В качестве логистической системы можно представить систему «транспортно – экспедиторская компания, производящая логистические услуги, – покупатель логистических услуг». Траектория эволюции данной системы (фактически траектория компании, зависимость продаж логистических услуг компании от времени) изображена на рис. 5.1.

Экономическая система развивается в направлении равновесного, более стабильного экономического состояния по доминирующей эко­номической траектории (траектории /н или / или 7Н* на рис. 1).

Происходит распространение логистической услуги среди покупа­телей до того момента, когда система «логистическая компания – по­купатели» приходит в состояние динамического равновесия: компания продает логистическую услугу, но покупатели не покупают данную услугу (рынок насыщен данной услугой).

Если число новых потенциальных покупателей растет при наличии улучшенной (траектория М или принципиально новой логистической услуги (траектория /н или 7Н*), то возникает 1 – я альтернатива – возрождение и продолжение жизненного цикла услуги. Система раз­вивается по доминирующей траектории /н или /н* либо /_. Если число новых потенциальных покупателей логистических услуг не растет или же растет, но при отсутствии улучшенной или принципиально новой услуги, то возникает вторая альтернатива – завершение жизненного цикла логистической услуги (уход услуги с рынка). В этом случае система развивается по траектории II или II*. Законы эволюции динамических систем, экономических структур приводят к «волнообразной» траектории развития логистической услуги: новая услуга возникает на рынке, распространяется и затем постепенно уходит с рынка, завершая свой жизненный цикл, или же превращается в усовершенствованную или совершенно новую услугу, продолжая свой жизненный цикл. Переходы от одной стадии эволюции экономических систем к другой в направлении вектора времени, или вектора эволюции, представляют собой необратимые «волнообразные» процессы (рис. 5.1). Данные процессы реально проявляются в виде длинноволновых колебаний (циклы Н. Кондратьева), макрогенераций, «дерева эволюции» (скуеЬртет ггее), исторических циклов, жизненного цикла экономических структур.

Необратимые процессы сопровождаются взаимно конкурирую­щими процессами упорядочения и разупорядочения (хаоса), благодаря которым система, экономические структуры эволюционируют. Позитивная роль упорядочения в эволюции экономической системы, в том числе логистической, заключается в том, что система приобретает доминирующую основную траекторию развития, отрицательная – в том, что система более ограничена в выборе альтернатив развития в сравнении с состоянием хаоса, в котором она может находиться.

Универсальные законы эволюции предопределяют поведение эко­номических структур, логистических фирм и рынок сбыта логистических услуг. Естественное стремление фирм к совершенствованию услуг, поиску и использованию новейших информационных, компьютерных, телекоммуникационных технологий обусловлено универсальными эво­люционными законами, в частности принципом максимума энтропии, Вторым законом термодинамики как статистическим законом, приво­дящими, например, к следующим закономерностям:

1) относительно закрытые, изолированные экономические системы, в том числе логистические, деградируют с течением времени, так как число и/или величина экономических микросостояний, посредством которых реализуется данное экономическое макросостояние, достигает предельного максимума и далее не увеличивается;

2) относительно открытые системы, в том числе логистические, развиваются по траектории экономического роста, так как число и/или величина экономических микросостояний, посредством которых реализуется данное экономическое макросостояние, достигает промежуточного максимума и далее продолжает увеличиваться.

В качестве экономического микросостояния понимается эконо­мическое состояние компании, фирмы, в том числе логистической.

Совокупность экономических микросостояний определяет макросо­стояние экономической системы, а эволюция экономической системы, в том числе логистической, задается изменением числа и/или величины экономических микросостояний, т.е. за счет количественных или качественных изменений экономических микросостояний.

Принцип максимума энтропии сформулирован в новой концеп­туальной математической модели и теории эволюции материальных структур в пространстве А.Н. Панченкова. Данный принцип является фундаментальной основой для развития принципиально новых подходов, моделей, описывающих нелинейные процессы в физических, биологических, технических, социальных, экономических и прочих си­стемах. Принцип максимума энтропии позволяет разрешить противо­речия, присущие Второму началу (закону) термодинамики. Второй закон термодинамики был сформулирован в физике для закрытых (изолированных) систем, однако не существует абсолютно закрытых или открытых систем. Реальные системы, в том числе экономические, включая логистические, являются или относительно закрытыми или же относительно открытыми. Одна и та же экономическая система может быть как относительно закрытой, так и относительно открытой на различных стадиях эволюции. Если рассматривать экономические системы в масштабе нашей планеты, то экономические системы являются относительно закрытыми ввиду ограниченности природных ресурсов в экономическом пространстве отдельно взятого государства, экономического сообщества или мировой экономической системы.

Универсальные законы эволюции приводят к тому, что при доста­точно больших временах проявляется пирамидальный характер жиз­ненного цикла экономических структур. Пирамидальный характер жизненного цикла доказывает, что существует предел, максимум для жизненного цикла компаний, включая логистические, когда компания оказывается перед выбором двух основных альтернатив: продолжения или завершения своего жизненного цикла.

Пирамидальный закон жизненного цикла был доказан эмпирически на основе статистических данных о компаниях из числа 500 крупнейших компаний мира на 2003, 2004, 2005 гг. В результате был подтвержден тот факт, что пирамидальный жизненный цикл является универсальным и не зависящим от типа экономической структуры, которая может представлять собой производителя, торговую, транспортно – экспедиторскую, финансово – промышленную компании или иную экономическую структуру в различных областях человеческой деятельности, экономики, бизнеса, в различных странах и различной национальной принадлежности. Полученное в виде «пирамиды» ге­ометрическое отображение жизненного цикла, а именно длительность жизненного цикла от оборота компании для совокупности 228 компаний из числа 500 крупнейших компаний мира в 2003 г. изображена на рис. 5.2. Длительность жизненного цикла ДТ обозначена как «ЖЦ» («ЖЦ» означает жизненный цикл).

Анализ статистических данных подтверждает тот факт, что наи­более успешными, относительно молодыми компаниями являются компании, создающие ресурсы за счет инноваций (нововведений), ис­пользования фудаментальных и прикладных новейших научных иссле­дований, внедрения новых производственных технологий, товаров, со­вершенствования услуг, а также компании, имеющие значительный запас ресурсов, например природных. Некоторые относительно молодые компании, в том числе логистические, транспортно – экспедиторские компании (Зошглуезг АпНпез и Аро11о Сгоир) из числа анализируемых компаний с датой основания более поздней, чем 1970 г., представлены в табл. 5.1 для примера.

Таблица 5.1

Компания Страна Сектор Оборот, млн долл. йТ(ЖЦ), годы Год осно­вания
М1СГ050Л США программное обеспечение, услуги 28 365    
11пКес1Неа11п Сгоир США здравоохранение 25 020    
Ыех1е1 СотгтшгжаИоп США услуги связи      
БАР Германия программное обеспечение, услуги 7971,2    
5ои1п\л/е51 А|гНпе5 США услуги транспорта 5521,8    
Вагп'ск СоИ Канада горнодобывающая промышленность      
51.1ис1е МесПса! США здравоохранение 1589,9    
УЕКПАБ Богси/аге США программное обеспечение, услуги 1505,6    
Т – ОпНпе 1п1егпаИопа1 Германия программное обеспечение, услуги 1225,7    
АроНо Сгоир США экспресс – доставка, логистика 1009,5    
СНеас! Баепсез США фармацевтика, биотехнологии 466,8    

Пирамидальный характер жизненного цикла можно игнорировать, но с течением времени любая компания достигает своего максимума. Своего максимума в пирамидальном жизненном цикле достигали многие компании, включая крупнейшие всемирно известные корпорации. Этот максимум всего лишь реальный промежуточный пик жизненного цикла, отображающий объективно существующие законы экономической эволюции и напоминающий о двух основных альтернативах: продолжении или завершении жизненного цикла. Для того чтобы избежать завершения жизненного цикла компании в условиях действия пирамидального закона, необходимо задавать вектор эволюции компании, учитывающий законы экономической эволюции.

Продолжение жизненного цикла возможно за счет стратегии слияния, поглощения, расширения рынков сбыта, стимулирования потребительского спроса. Существует также практика реально используемых мер продления жизненного цикла посредством сокращения издержек, расходов компаний за счет сокращения рабочих мест, заработной платы, закрытия производств или отдельных направлений бизнеса. Этой практикой пользуются даже крупнейшие относительно стабильные компании с более чем 100 – летним жизненным циклом. Однако эта стратегия, меры не являются фундаментальным решением проблемы продления жизненного цикла и дают лишь частные решения, временную отсрочку в нахождении вектора эволюции. Жизненный цикл может быть значительно и долговременно увеличен только благодаря но­вым технологиям, научно – техническому прогрессу, интеллектуальным и возобновляемым ресурсам.

Приведем пример еще одного из универсальных эволюционных за­конов, а именно принципа Ле – Шателье – Брауна, сформулированного следующим образом. Если на систему в состоянии устойчивого равно­весия воздействуют внешние факторы или факторы другого первичного процесса, стремящиеся вывести систему из этого состояния, то в системе возникают процессы, стремящиеся уничтожить изменения, вызываемые внешними воздействиями или первичным процессом. Данный уни­версальный принцип может быть применен для экономических систем.

Зависимость цены товара или услуги, в частности логистической, от доли (сегмента) рынка, занимаемого данным товаром, услугой, – один из примеров подтверждения применимости принципа Ле – Шателье – Брауна для экономических систем. В случае повышения цены доля занимаемого товаром или услугой рынка уменьшается [1], действует обратная причинно – следственная связь по принципу Ле – Шателье – Брауна, рыночная цена снижается, а данная доля рынка увеличивается, т. е. в экономической системе (на определенном секторе рынка, например, на рынке логистических услуг) возникают рыночные процессы, стремящиеся компенсировать изменения, вызываемые внешними экономическими воздействиями или первичным экономическим процессом:

а) цена увеличивается,^ что вызывает уменьшение! доли рынка / "^ч доля рынка 1

Пример иной практической ситуации: предложение на логистиче­скую услугу превышает спрос на нее, начинает действовать обратная связь по принципу Ле – Шателье – Брауна, рыночная цена на логисти­ческую услугу снижается, увеличивается спрос на услугу, уменьшается предложение.

Для экономической системы, в том числе логистической, можно ввести число степеней свободы, которое понимается как число эконо­мических факторов, воздействующих на экономическую (в том числе логистическую) систему, например, П. – открытость экономической си­стемы по отношению к внешнему рынку, г2 – оптимальность налоговой системы и т. д.

Экономические, социальные показатели, на основе которых опре­деляется индекс экономической свободы – ИЭС (тс1ех оГ есопогшс ггеесют, или, иначе, 1Ье Неп1а§е/\У51 тс!ех), являются реальными прототипами степеней свободы для экономической системы как ма­кроскопической динамической системы. Индекс экономической свободы (гЬе Непга§е/\У51 тс!ех) используется для оценки современного состояния экономик стран и определяется на основе 50 различных по­казателей, соизмеряющих влияние экономических, социальных факторов на экономику. Эти показатели можно интерпретировать как часть степеней свободы, влияющих на эволюцию экономической системы. Другие реально существующие степени свободы (экономические, со­циальные показатели) не учтены или не найдены, именно поэтому дан­ный индекс является весьма условным в настоящем. Однако индекс ка­чественно отображает эволюцию экономических систем в зависимости от степени свободы и открытости национальных экономик стран мировой экономической системы.

Неоднозначность определения экономических, социальных факто­ров приводит к тому, что ИЭС вычисляется по условной шкале рангов. Индекс экономической свободы учитывает следующие области:

(I) размер правительственных расходов;

(II) экономическая структура и использование рынков (государ­ственные учреждения, государственные инвестиции, контроль цен, налоги и т. д.);

(III) денежная политика и стабильность цен (годовая инфляция и т. д.);

(IV) свобода выбора альтернативных валют (свобода граждан иметь валютные счета в своей стране и за рубежом, различия между официальным курсом валют и курсом черного рынка и т. д.);

(V) защита прав на собственность (риск конфискации, законода­тельство);

(VI) международный обмен: свобода внешнеторговой деятельно­сти (налоги, экспортные, импортные пошлины, внешнеэкономическое, таможенное законодательства и т. д.);

(VII) свобода обмена на рынке капитала и финансовом рынке (про­цент депозитов, хранимых в частных банках, ограничения в свободе граждан в переводе денежных средств за рубеж и т. д.

В соответствии с ИЭС страны мирового сообщества классифици­руются как страны со «свободной» экономикой, «по большей части со свободной» экономикой, «по большей части с несвободной» и «угне­тенной» экономикой.

ИЭС, определенный для 123 стран за 1999 г., привел к следующему результату: по десятичной шкале страна с наименее свободной эко­номикой имеет ИЭС, равный 1,3, а страна с наиболее свободной эконо­микой – ИЭС, равный 9,4:

ИЭС эмпирически доказывает закономерность (рис. 5.3; 5.4): чем больше ИЭС, тем более свободной является экономика, тем больше рост валового внутреннего продукта (ВВП) и доход на душу населения и тем на более высокой экономической стадии находится страна.

Область (VI) для ИЭС напрямую связана с логисткой во внешне­торговой деятельности, которая также зависит от степени свободы, от­крытости экономической системы и логистических систем для внешне­торговых, информационных и финансовых потоков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: