Классификация по функциональному назначению

Текущие запасы – соответствуют уровню запаса в любой момент учета. Они могут совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом. Предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками.

Страховой (гарантийный) запас – предназначен для сокращения логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых МР и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях – неприкосновенной.

Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т.п.) к потреблению.

Сезонные запасы – это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организаций и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления: аудио- и видеотехники, табачных изделий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на ГП фирмы.

Спекулятивные запасы – обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Устаревшие (неликвидные) запасы – образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.


11. Каковы основные причины создания запасов и каковы риски создания запасов

Причины создания материальных запасов:

1. Вероятность нарушения установленного графика поставок;

2. возможность колебания спроса;

3. сезонные колебания производства некоторых видов товаров;

4. скидки за покупку крупной партии товаров;

5. спекуляция;

6. издержки, связанные с оформлением заказа;

7. возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;

8. сведение к минимуму простоев в производстве из-за отсутствия запасных частей или комплектующих;

9. упрощение процесса управления производством;

10. снижение транспортно-заготовительных расходов на единицу продукции;

11. природно-климатические условия;

12. географическое расположение предприятия.


12. Что такое система автопополнения заказа

В системе с фиксированным размером заказа контролируется уровень запаса, и если количество запасов падает ниже установленного уровня, выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается всегда одно и то же количество.

Таким образом, фиксированными величинами в данной системе являются:


  • пороговый уровень (ПУ), при котором повторяется заказ;

  • заказываемое количество товара (Qотп)

В система с фиксированным интервалом времени между заказами запасы на восполнение возмещаются с заданным интервалом времени между заказами, а размер партии не постоянен и зависит от имеющегося остатка.

Через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов, если после предыдущей проверки было израсходовано некоторое количество материалов, то подается заказ на восполнение до максимального желаемого уровня.

Система «min-max» - ориентирована на работу при систематических сбоях поставки. Пополнение запасов идет в момент достижения ПУ (уровень min),а максимально желаемый запас выполняет роль уровня max, до которого пополняется запас. Размер заказа определяется следующим образом: если текущий запас Q больше уровня min, то пополнения не происходит; если Q меньше или равен min, то размер заказа определяется по формуле


13. В чем принципиальное отличие логистики снабжения от логистики закупок.

Логистика снабжения — комплекс взаимосвязанных операций по уп­равлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

Как известно, основными звеньями логистических бизнес-цепочек являются: закупка сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, их доставка к месту производства продукции, перемещение и хранение предметов труда в рамках производственных технологий, распределение и транспортировка изготовленной продукции к месту ее реализации, сервис после реализации. Не умаляя значения каждого из этих звеньев для успеха бизнеса, отметим особую важность процесса управления закупками, который во многом определяет эффективность всей логистической цепочки. Так, по экспертным оценкам, до 40 % резервов возможного сокращения затрат в большинстве логистических цепочек приходится именно на допроизводственные стадии, т. к. на звено закупок.

Основными функциями снабженческой логистики являются:

o планирование;

o регулирование;

o контроль;

o обеспечение основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном временном режиме с минимальными затратами.

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

  1. определение потребности в материальных ресурсах;
  2. исследование рынка закупок;
  3. выбор поставщика;
  4. осуществление закупок;
  5. контроль поставок;
  6. подготовка бюджета закупок;
  7. координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

В условиях рыночной экономики основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью за счет:

o выдерживание обоснованных сроков закупок;

o обеспечение точного соответствия между объемом и количеством поставок и потребностью в материальных ресурсах;

o соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий;

o направленная работа с поставщиками по ориентации их технических разработок, исходя из интересов компании-потребителя материальных ресурсов.


14. Основные функции логистики снабжения на оперативном уровне

Работа любой компании во многом зависит от наличия сырья, расходных материалов, комплектующих, запчастей и прочих товаров и услуг, которые поставляют другие предприятия. Деятельность по организации снабжения или управлению закупками направлена на то, чтобы обеспечить получение всего вышеуказанного в нужном количестве, нужного качества, в нужное время, в нужном месте и по выгодной цене.

Организацию снабжения можно рассматривать в двух аспектах: оперативном и системном.

Оперативный аспект — это ежедневная деятельность, направленная на недопущение дефицита товаров или услуг, то есть материальных и нематериальных ресурсов требуемого количества и качества, необходимых для бесперебойной деятельности компании. Несвоевременная поставка может привести к невыполнению обязательств перед конечным потребителем. Показателем хорошей работы службы снабжения зачастую служит отсутствие претензий у потребителя, и в большинстве компаний ничего большего, чем «борьба с дефицитом», от службы логистики и не требуют.

Системный аспект — это процесс управления закупками, выстраивание связей и взаимодействие с другими отделами компании, внешними поставщиками, учет потребностей и запросов конечного потребителя, стратегическое планирование, разработка новых закупочных схем и методов и прочее. Потенциал системного аспекта организации снабжения очень велик. Но реализация этого потенциала зависит от способности руководства компании эффективно распределять корпоративные ресурсы и относиться к функции снабжения не только как к средству латания дыр.

Какие же основные функции выполняет подразделение, занимающееся закупками, и как оно взаимодействует с другими функциональными подразделениями компании? Работа здесь идет по следующей схеме:

  1. Определение потребности в материальных ресурсах. Как правило, эта информация является результатом совместной работы подразделений закупок, маркетинга и продаж, производства, склада, операционно-аналитической службы и финансового департамента.
  2. Поиск поставщиков, анализ данных, выбор поставщиков. Эта функция подразумевает тщательное исследование рынка поставщиков интересующей продукции, поиск поставщиков, наиболее отвечающих критериям «цена/качество/надежность/сроки». Кроме того, необходимо учитывать деловую репутацию, месторасположение, финансовую устойчивость, опыт работы на рынке и огромное количество других факторов.
  3. Определение условий поставки и оплаты: переговоры с поставщиками, на которых обсуждаются условия поставки, формы и условия оплаты, возможность получения отсрочек платежа, скидки, гарантийные обязательства, послегарантийный сервис, техническая и маркетинговая поддержка продукции производителем и прочее.
  4. Заключение договоров и контроль исполнения. Данная функция выполняется при тесном сотрудничестве с юридическими и финансовыми службами компании, поскольку крайне важно зафиксировать в договоре все интересы компании и описать возможные нештатные ситуации, включая санкции за нарушение условий договора. Особенно следует отметить согласование с финансистами момента перехода права собственности на товар, что очень важно для бухгалтерского и налогового учета.
  5. Получение материальных ресурсов, проверка поступающей продукции и подтверждение качества. Эта функция включает обработку поступающего материального потока, его идентификацию для целей учета, проверку количества и качества, контроль соответствия договору поставки, отгрузочным документам и сертификатам.
  6. Подготовка необходимых отчетов и документов по поставке и передача их в бухгалтерию. Этот этап необходим для корректного формирования бухгалтерией входной цены на товар и крайне важен для недопущения ошибок в материальном учете.
  7. Обратная связь с поставщиком. Поставщик должен быть проинформирован о результатах состоявшейся поставки, количестве и качестве поступившей продукции. Должны быть найдены пути урегулирования претензий компании в случае их наличия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: