Запас – совокупность товарно-материальных ценностей (предметов труда, часть ср-в труда, конечной продукции), ожидающих вступления в процесс производственного потребления, транспортировки или продажи.
Логистика запасов – научное направление и сфера практической деятельности по управлению МП и запасами в ЛС и межсистемных образованиях, направленная на уменьшение логистических издержек и обеспечения заданного уровня обслуживания потребителя.
Запасы носят универс характер, что означает, что каж предпр-ие обладает МЗ. Оптимальный размер запасов и научно обоснованное управление ими в значительной мере опред-ют коммерч. успех предп-ия. Запасы в том или ином виде присут-ют на всем протяжении ЛЦ и каналов товародвижения.
В логистике управление запасами рассм-ют как ключевую активность, т.к. в запасах аккумулируются огромные массы матер и финн ресурсов как отд предпр-ий, так и нац экономики в целом.
Логистика рассм-ет запасы как частный случай МП, а именно: как поток с нулевой скоростью с т.з. физ перемещения. Вместе с тем З обладают собств движением: изменение величины запаса от МИН и до МАХ явл-ся его внутренним движением.
|
|
МЗ – часть материальных и товарных ресурсов, которые представляют собой находящ. на различных стадиях производства и обращения продукцию произ-техн. назначения, предметы потребления и другие материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производства, потребления, транспортировки или продажи.
Запасы носят не только универс характер, но и объективный.
Запасы образуются вследствие несовпадения фазы производства и фазы обращения. Объективный характер запасов также обуславливается:
1. несовпадение фазы произ-ва и фазы потребления;
2. разобщённостью в пространстве и во времени произ-ва, распред-ия, обмена и потребления;
3. непрерывн-ью движения продуктов труда от места произ-ва к месту потреб-ия;
4. дискретностью произ-ва и непрерывным хар-ом потребления;
5. развитием и углублением сециализации и кооперирования произ-ва;
6. независим-ью произ-ой и торговой деят-ти от режима поставок.
Объект характер З отражает движение в экономике, при кот происходит постоянное перемещение продуктов труда из сферы произ-ва через сферу обращения снова в произ-во или в направлении конеч потребления. Образующиеся при этом МП становятся объектом упр-ия. В своём обороте они образуют промежуточные узлы, т.е. скопление того или иного кол-ва МР в форме запасов.
З имеют двойственный противореч хар-р.
Двойственность запасов выражается в том, что с их увеличением повышается эф-ть, но в тоже время возрастает сумма денеж ср-в, связанных в запасах, что наносит существенный ущерб п/пр, особенно товаропроиз-ям. И наоборот, сокращение запаса может привести к сбоям и отказам в процессе произ-ва, поставок или торговли, но при этом высвобождаются опред суммы денеж ср-в – оборотных ср-в. Т.о. п/пр должны отыскивать компромисс между указанными противополож последствиями изменения запаса. Исходя из этого возникает необходимость в определении наилучшего, т.е. оптим уровня (размера) запаса.
|
|
В определении его приобретает значение тот факт, что интесивность ресурсов в запасах по мере возрастания размера запаса для разных видов запасов происходит разными темпами. С этой т.з. обнаруживаются основные свойства МЗ – инертность и мобильность.
Инертные запасы – в них по мере увел-ия размера происходит иммобилизация ресурсов быстрыми темпами. Мобильные З – постоянно нах в движении, поэтому в них до опред, достаточно высок уровня не проис-т иммобилизация ресурсов.
При определении оптим уровня запасов необходимо учитывать изд-ки, связанные с форм-ем и хран-ем З.
В экономических системах существует ряд причин образования МЗ:
1. несоответствие объемов предложения и спроса на МР;
2. возможные сбои нормального хода производства, расп-ия и транспортировки МР, а также резкие колебания величины спроса;
3. сезонные колебания в производстве, потребление, а также в транспортировке.
4. спекулятивные намерения и инфляционные ожидание;
5. экономические факторы (основаны на экономии за счёт скидок цен на размер закупаемой партии, за счёт транспортных расходов, издержек по оформлению заказа; сведение к минимальным простоям производства, т.е. возможны потери если нет запаса; потери из-за отсутствия возможности своевременного обслуживания покупателя)
5. неэкономические факторы: природные и техногенные катаклизмы.
Главная функция МЗ – обеспечение относительно во времени и пространстве независимости потребителя от пред-ия промеж. и конеч. продуктов и других факторов.