Оценочными показателями эффективности торможения автомобиля на дороге согласно ГОСТ Р 41.13-1999, являются замедление jз и тормозной путь SТ, которые определяют из выражений:
j3 = (φ ·cos α + f ± sin α) ·g; (2.3)
ST = Va 2/(2 ·g · (φ ·cos α+f ± sin α)), (2.4)
где φ – коэффициент сцепления;
α – продольный уклон полотна дороги;
f – коэффициент сопротивления качению;
g – ускорение силы тяжести, g = 9,81 м/с2;
Va – скорость автомобиля, с которой производится торможение, м/с.
Расчёт замедления и тормозного пути проводится для значений коэффициента сцепления и продольного уклона, заданный в табл. 2.4. При выборе начальной скорости торможения рекомендуется разбить диапазон возможных скоростей движения от V = 0 до V = V на шесть равных интервалов.
Таблица 2.4 - Результаты расчёта
Параметры | Размер-ность | Начальные скорости торможения автомобиля | ||||||
φ = 0,7 α = 0о | j3 | м/с2 | ||||||
ST | м | |||||||
φ = 0,4 α = -10о | j3 | м/с2 | ||||||
ST | м | |||||||
φ = 0,1 α = 0о | j3 | м/с2 | ||||||
ST | м |
По данным табл. 2.4 строится график зависимости величин SТ и jз от скорости автомобиля (рис. 2.2).
Рис. 2.2 – Показатели тормозной эффективности автомобиля
Дополнительное задание:
По графику тормозных свойств определить тормозной путь для легковых автомобилей со скорости 80 км/час, для грузовых – со скорости – 60 км/час.