Управляемость автомобиля определяется степенью соответствия траектории его движения положению управляемых колёс.
Если управляемые колёса повёрнуты на угол q (средний угол поворота обоих управляемых колёс), то точка, лежащая на середине оси неуправляемых колёс, должна двигаться по дуге радиуса R (при отсутствии увода колес):
, (2.6)
где L – база автомобиля, м.
При нейтральном положении управляемых колёс q = 0, а R = ∞, т.е. траектория движения прямая линия. Однако это требование управляемости автомобиля может быть нарушено из-за бокового увода или бокового скольжения управляемых колёс.
Зависимость критической скорости по управляемости Vупр от угла поворота управляемых колёс выражается уравнением:
, (2.7)
где jy – коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении (jy = 0,6);
f – коэффициент сопротивления качению (f = 0,02);
L – база автомобиля, м;
Ө – средний угол поворота управляемых колёс автомобиля, принимаемый в пределах от 0 до 0,7 рад.
Пользуясь уравнением (2.7) проводится расчет критической скорости при различных углах поворота управляемых колес для заданных jy и f. Результаты расчета сводятся в табл. 2.6 и по этим результатам строится график зависимости Vупр от Ө (рис.2.4).
|
|
Таблица 2.6 - Результаты расчёта
Пара-метры | Размер-ность | Значения параметров | ||||||
Ө | рад | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
Vупр | м/с | |||||||
R | м |
Одним из показателей управляемости является характеристика статической траекторной управляемости, представляющая собой зависимость радиуса поворота от скорости движения автомобиля с учетом эластичности шин.
Радиус поворота автомобиля при наличии увода определяют по выражению:
, (2.8)
где d1 ,d2 – углы увода колёс соответственно передней и задней осей, рад.
; , (2.9)
где Py 1 и Py 2 – боковые силы, действующие на колёса соответственно передней и задней осей;
Kd 1 и Kd 2 – коэффициенты сопротивления уводу одного колеса соответственно передней и задней осей, кН/рад.
Рис. 2.4 – График зависимости критической скорости по управляемости
от угла поворота управляемых колес
Средние значения для одного колеса легковых автомобилей составляют от 30 до 60 кН/рад, грузовых – 50- 200 кН/рад (для ряда отечественных автомобилей ориентировочные значения приведены в приложении 1). Принимая значения для одного колеса передней и задней осей, следует учитывать давление воздуха в шинах. Если давление воздуха одинаково для колес передней и задней оси, то можно принимать значения Kd 1 и Kd 2 одинаковыми, если давление воздуха разное, то следует принимать большие значения Kd для шин имеющих большее давление, соответственно меньшие (на 2-4 кН/рад) - для шин с меньшим давлением.
|
|
Значения боковых сил зависят от скорости автомобиля, радиуса поворота, массы и расположения центра тяжести. При расчетах удобно пользоваться постоянным радиусом поворота равным 50 метров. Изменяя скорость движения в диапазоне от 0 до 15 м/с определяются действующие боковые силы , а затем величина бокового увода передней и задней осей .
По формуле 2.8 определяются значения эквивалентного радиуса и строится график зависимости от скорости движения автомобиля.
По результатам расчетов проводят сопоставление радиусов R и R , с целью выявления типа поворачиваемости автомобиля. При R = R автомобиль обладает нейтральной поворачиваемостью, при R R - недостаточной, при R R - избыточной.
Для автомобиля с избыточной поворачиваемостью существует понятие критической скорости по условию увода колес осей, которая определяется по формуле:
, (2.10)
где: - масса приходящаяся соответственно на переднюю и заднюю оси.
Рис.2.5 График зависимости от скорости движения автомобиля для различных
типов поворачиваемости автомобиля
У автомобилей с нейтральной и недостаточной поворачиваемостью понятие критической скорости отсутствует.
Дополнительное задание:
Определить тип поворачиваемости и критическую скорость по управлению при угле поворота управляемых колес 0,1 рад, а также максимальный угол поворота внешнего управляемого колеса п.