Повышенные требования к учредителям, участникам кредитной организации и ее руководителям

Эти требования появились сравнительно недавно - 19 июня 2001 году. Они предусмотрены банковским и гражданским правом.

В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности", в статье 16 которого помимо прочего предусматриваются и такие основания отказа в государственной регистрации кредитной организации, как:

1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются: отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением; наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики; совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации; предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России; наличие иных оснований, установленных федеральными законами;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики. Под деловой репутацией в указанном Федеральном законе понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.

Такой подход вполне соответствует международным стандартам. Как отмечается в Рекомендациях Международного комитета по аудиторской деятельности и Комитета Базельских контролеров, первоочередная обязанность по осуществлению банковских операций возложена на Совет директоров и назначенное им руководство. Обязанности включают обеспечение: высокого уровня компетентности банковских работников и достаточного опыта у сотрудников на ключевых должностях; наличия и функционирования должной системы контроля; проведения всех банковских операций с учетом принципа осторожности, включая гарантии в отношении создания достаточных резервов под убытки; соблюдения государственных и нормативных актов, включая постановления по вопросам платежеспособности и ликвидности; надежной защиты интересов не только акционеров, но и вкладчиков и прочих кредиторов. (П. 7).*(116)

Во многих странах придается большое значение вопросам качества регистрации кредитных организаций. Считается, что контроль за регистрацией нового банка - начальный этап осуществления надзора. В частности обращается внимание на менеджмент в будущем банке. Так, например, в Англии, согласно Закону о банках директора и высшие управляющие банков должны быть "подходящими и порядочными людьми".*(117)

По российскому законодательству предусматривается согласование руководителей кредитной организации. В первой редакции Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предъявлялись более высокие требования к стажу работы кандидата на должность руководителя кредитной организации. Там говорилось, что ее руководителем может быть назначено лицо, которое имеет не менее чем трехлетний опыт руководства подразделением кредитной организации. В 1995 году была принята новая редакция этого закона, которая это требование снизила до одного года. В этой связи трудно понять логику законодателя, если учесть, что одна из проблем российской банковской системы - это проблема качества управления кредитными организациями.

В статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закреплено, что "Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации". По основаниям, предусмотренным в статье 16 Федерального закона, Банк России дает свое согласие или мотивирует отказ.

В настоящее время в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" внесены изменения (19 июня 2001 г.) Теперь он дополнен статьей 11.1 "Органы управления кредитной организации". В статье 11.1 этого закона говорится, что органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала. Кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные подпунктом 8 статьи 14 данного закона. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 указанного закона. Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.

Кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Появились меры ответственности руководителей и участников кредитных организаций и в гражданском праве (статья 50 "Ответственность учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации за доведение ее до банкротства" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Если банкротство кредитной организации произошло по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации, то суд может возложить на них субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации. Однако это возможно только в том случае, когда указанные лица имеют право давать обязательные для кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, при наличии следующего. Указанная ответственность наступает, если судом будет установлено, что эти лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства, либо они не совершили тех действий, которые они были обязаны в соответствии с Федеральным законом совершить для предотвращения банкротства кредитной организации.

Таким образом, Федеральный закон впервые установил ответственность за бездействие руководителей кредитной организации.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, если судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства. Учредители (участники) кредитной организации, признанные судом виновными в доведении кредитной организации до банкротства, не вправе в течение 10 лет со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом приобретать акции (доли) иной кредитной организации, составляющие более 5 процентов ее уставного капитала. Члены совета директоров (наблюдательного совета), руководители кредитной организации, признанные судом виновными в ее банкротстве в соответствии с требованиями пункта 1 настоящей статьи, не вправе в течение пяти лет со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом занимать должности руководителей кредитных организаций. Руководителями кредитной организации признаются лица, указанные в качестве руководителей кредитной организации в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: